Архитектура в кино: исторические памятники, модернистские шедевры и вымышленные города как главные герои
25 июля 2024 г.
Проекты КАРО.Арт и «Москва глазами инженера» организуют первую лекцию из цикла «Архитектура киновселенных». 27 июля лектор Айрат Багаутдинов, историк архитектуры и синефил, расскажет о мире «Дюны» в версиях Ходоровски, Линча и Вильнева. В киносаге «Дюна» Дени Вильнева архитектура играет важную роль: мрачный замок Харконненов, огромный стадион, на котором проходят «гладиаторские бои» Фейд-Рауты, брутальный и одновременно напоминающий пирамиды ацтеков Арракин, высеченные в скалах храмы Фрименов — цветовая гамма и облик сооружений подчеркивают стремления и менталитет противоборствующих кланов. Событие вдохновило INTERIOR+DESIGN поискать фильмы, в которых архитектура — и язык режиссера, и главный геройАрхитектура — неотъемлемая часть фильма. Это абстрактный язык пространства, формы, ритма, линии, объема. Архитектура в кино не просто декорация: она передает настроение, раскрывает сюжет и образ героев, а порой сама становится героем — например, «оживая», как в фильме «Сияние» Стэнли Кубрика. Вот только несколько полнометражных современных кинокартин, в которых архитектура играет значительную роль в воплощении режиссерского замысла.
По теме: Белый цвет в кино: пять фильмов о чистоте, любви и смерти
Ричард Линклейтер. «Куда ты пропала, Бернадетт?»
Комедийная драма режиссера Ричарда Линклейтера основана на одноименном романе Марие Семпл. В этом фильме архитектура — ключ к пониманию личности и внутреннего мира главной героини, которую играет Кейт Бланшетт. По сюжету она талантливый архитектор, который после серии неудач теряет вдохновение. Загородный дом, который она спроектировала для себя и своей семьи, становится отражением ее эмоционального состояния, затворничества. В фильме также появляется здание по проекту архитектора Рема Колхаса: когда героиня идет по Центральной библиотеке Сиэтла и ее узнают случайные прохожие. Этот момент является важным элементом не только визуального стиля, но и сюжетной линии героя. Завершается фильм тоже архитектурой — кадрами и эскизами реально существующей британской антарктической станции Halley VI по проекту бюро Hugh Broughton Architects.
Ридли Скотт. «Дом Gucci»
Часть съемок этого фильма проходила на киностудии, а часть на реально существующих виллах. Для каждого героя постановщики нашли локацию, которая подчеркивает его характер. Так, для Родольфо Гуччи, наследника модного дома Gucci, выбрали буржуазную архитектуру знаменитой миланской виллы Некки Кампильо. Этот дом олицетворяет одержимость совершенством и деталями, характерную и для героя, и для бренда.
Эту же виллу для своих съемок фильма «Я — это любовь» выбрал режиссер Лука Гуаданьино в 2009 году. Утонченная Тильда Суинтон, виды виллы и самой Италии, костюмы от Рафа Симонса — завораживающая история семейства Рекки стала основой для великолепного фильма. «Я написал сценарий, по которому действие должно было разворачиваться в мраморном кубе с большой лестницей и отточенными поверхностями, — рассказывал режиссер в одном из интервью. — Я бился головой об стену, пытаясь найти дом, в котором читались бы и состоятельность, и сдержанная чувственность. А когда увидел фотографии виллы Некки Кампильо, проблема была решена».
Лука Гуаданьино. «Большой всплеск»
Для съемок фильма режиссер выбрал остров Пантеллерия между Сицилией и Тунисом. По сюжету рок-звезда, которую играет снова Тильда Суинтон, восстанавливается после операции на голосовых связках — в фильме она молчит. Местом действия стала традиционная сицилийская хижина даммузо — низкая постройка из вулканического камня с куполом. Дом, в котором проходили съемки, находится в имении Tenuta Borgia и является памятником историко-культурного наследия.
Роскошь и уединение виллы, мраморные столы, каменные ступени, винтажная мебель противопоставляются бурным эмоциям и интригам, создавая напряженную обстановку в фильме. Гуаданьино помогает зрителю через архитектуру дома и низкие своды построек, через тайные комнаты понять скрытые страсти героев. Тильду Суинтон одевал, как и в предыдущем фильме, Раф Симонс — и это отдельная визуальная эстетика, помимо оливковых рощ, виноградников и великолепных закатов.
Когонада. «Колумбус»
Фильм режиссера из Сеула, который работает под псевдонимом Когонада, — это неспешное повествование на тему архитектуры, силы искусства, семьи и интеллектуального взросления через дружбу. История разворачивается в американском городе Колумбус в штате Индиана, важном с точки зрения архитектурного наследия. В фильме снят последний архитектурный проект Ээро Сааринена — христианская церковь, увенчанная высоким шпилем.
В кадрах режиссера появляются и здания создателя стеклянной пирамиды Лувра Юй Мин Пэя, и американского архитектора Майрона Голдсмита. Монументальные проекты архитекторов-модернистов в фильме не просто фон, а полноценные герои, которые вступают в диалог с актерами.
Кристофер Нолан. «Начало»
Архитектура в этом фильме пронизывает все повествование, оставляя после просмотра удивительный визуальный опыт. Концепция сновидений и построения реальности — ключевые темы в сюжете. Сцены, где герои манипулируют окружающим пространством и создают здания и города в своих снах, раздвигают рамки реальности для зрителя. Архитектор Юлия Наполова считает этот фильм чуть ли не главным фильмом для себя и коллег: «Этот фильм про роль архитектора в кино. Про то, как архитектор создает миры, в которых ты потом можешь путешествовать».