Музей Аркен в Дании представил самую большую в регионе выставку Аниша Капура Unseen. До 20 октября здесь можно увидеть одни из самых известных и масштабных инсталляций художника, среди которых — «Память» и «Спуск в лимб». Проект показывает широту практики, к которым прибегает Капур, и все многообразие материалов и форм, с которыми работает художник. Его работы исследуют взаимодействие света и тьмы, существенного и эфемерного, видимого и недоступного восприятию.
По теме: Тренды дизайна 2021: 6 интерьерных тенденций по версии немецких экспертов
Одной из самых известных работ художника остаются его «Облачные врата», скульптура в форме фасолины в Чикаго из 110 тонн нержавеющей стали. Совсем недавно ее вновь открыли для публики после реставрации. Бесконечная зеркальная петля заставляет взгляд путешествовать по форме, а отражающая поверхность изменяет пространство площади, создавая новые образы в искажениях.
Капур — мастер визуальных манипуляций. Используя отражения, зеркала, цвет, иллюзию невесомости и пустоту, он меняет представление зрителей о мире, побуждает заново исследовать привычное и не доверять своему восприятию. В мире, где господствует цифровой контент и практики виртуальной реальности, Капур предлагает продолжать открывать мир непосредственно через телесное.
«Мне нравится создавать скульптуры, которые воздействуют на зрителя, погружают его в особое измерение, сотканное из пространства и времени, — говорил художник по случаю выставки в Еврейском музее и центре толерантности в Москве в 2016 году. — Со временем всегда что-то происходит, оно течет на двух уровнях. Первый — это рассказ и визуальная эстетика, которые увлекают зрителя, пока он смотрит на работу, а второй связан с продлением момента в буквальном смысле этого слова. На втором уровне главенствуют форма и цвет, свойства цвета, благодаря которым зритель переносится в мир фантазий и мечтаний. Моя цель — разделить восприятие объекта и его физической формы».
Спуск в лимб, 1992
С 1992-м «Спуск в лимб» показывали в самых разных пространствах. Это еще одна игра, придуманная Капуром: он будто ломает физический мир, и не понятно, существует ли пустота в реальности или черное пятно — это двухмерный рисунок на плоскости. То, чего можно было опасаться, впервые произошло лишь на выставке в 2018-м: посетитель подошел к инсталляции слишком близко и провалился на глубину 2,5 метра. Достичь такого визуального эффекта Капуру удается за счет использования материала Vantablack, который поглощает 99,965 % излучения. Художник даже приобрел эксклюзивные права на использование этого материала. В ответ на это другой британский автор запатентовал «самый розовый в мире» пигмент, разрешив использовать его всем, кроме Капура, — ироничный жест должен был поддержать демократизацию творчества.
Моя красная родина, 2003
Еще один важный материал для Капура — воск. В работе «Моя красная родина» он заставляет стальной блок менять форму пластичного, окрашенного пигментом материала на 12-метровой платформе. Здесь совершенные движения машины противостоят хаосу, а воск начинает напоминать живую плоть, которой инструмент придает форму снова и снова.
Память, 2008
Эта работа была придумана для двух разных выставочных площадок — музея Гуггенхайма в Берлине и Нью-Йорке. Тонкая оболочка толщиной всего восемь миллиметров образует сложную форму, которая готова заполнить собой все пространство и кажется несоразмерной ему. Индустриальной и отчасти пугающий объект из кортеновской стали заставляет посетителей искать новые точки обзора и требует приложить усилия, чтобы собрать ее мысленный образ целиком.
Нисхождение, 2014
Вода — не самый очевидный материал для работы скульптора, но Капур сумел приручить даже стихию. Вихри, воронки и вогнутые формы — повторяющаяся тема в его творчестве. Работу, изначально созданную для индийской биеннале Кочи-Музирис в 2014 году, художник повторил несколько раз. Она представляет собой водоворот, который появляется в нестандартных локациях, например, в Версальском парке или в залах музеев. Это еще один способ столкнуть зрителя с непривычным и заставить его заглянуть в пустоту.
Destierro, 2017
Destierro переводится с испанского как «Изгнание». Впервые Капур показал инсталляцию в Мемориальном парке Буэнос-Айреса, открытом в память о жертвах военной диктатуры 1976–1983 годов. Работа посвящена всем, кто был вынужден покинуть свой дом, оказался вне привычного и безопасного окружения. В мире, где мы переживаем все новые волны миграционных кризисов, она кажется как никогда актуальной. «Настоящие границы сегодняшнего мира — это уже не те, что разделяют нации, как того хотели бы некоторые лидеры, — говорил куратор экспозиции Капура в Аргентине Марчелло Дантас. — А границы, которые разделяют тех, у кого есть еще немного своей земли, и тех, у кого ее нет».
• Аниш Капур. Unseen. До 20 октября 2024. Музей Аркен, Дания.