В корпусе Бенуа, одной из крупнейших площадок Русского музея, открылась выставка «Весть». Внимание команды музея сосредоточилось на теме информации и коммуникации, которая охватывают все сферы человеческой жизни и, в более широком смысле, саму историю человечества. Экспозицию составили около 300 произведений из музейных и частных коллекций, некоторые из которых были созданы специально для выставки.
По теме: Главные выставки лета и осени 2024 в Европе: гид INTERIOR+DESIGN
Диалог новейшего искусства с произведениями прошлого складывается вокруг темы «вести» и «связи». Иконописные произведения и шедевры русского авангарда дают широкое представление об образах «вести из космоса» и многовековой истории информации. Работы академической школы, как, например, «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» Ильи Репина, раскрывают тему традиционных образов коммуникации, адресатов и получателей или символику вести, как в работе «Письмо с фронта» кисти Александра Лактионова.
Наряду с шедеврами Ивана Айвазовского, Алексея Венецианова, Ореста Кипренского в экспозиции представлены произведения современных художников Петра Белого, Аллы Урбан, Андрея Бартенева, Андрея Люблинского, Татьяны Парфеновой, Ольги Мичи, Покраса Лампаса и многих других. Цифровая информация, показанная художниками языком медиаарта, видится наиболее острой и раскрывает проблему мутации всего человеческого в киберпространстве.
«Впервые за последние годы нам удалось развернуть такую крупную выставку с участием актуального искусства. «Весть» — это зонтичный термин, который покрывает всю информатику и информацию и все сопутствующие дисциплины. Но мы оставили в названии слово «весть», потому что оно образное. Это и вестник, и влияние вести на жизнь людей, и передача вести. Существует масса тематических дидактических выставок, но не помню, чтобы была выставка о том, как искусство реагирует на все эти информационные потоки сегодня и как оно реагировало на это много лет назад. У нас было две опорные точки. Это Маршалл Маклюэн с его идеей Media is the massage (с англ. «медиа» — это сообщение). И, конечно, русский символизм. Вспомним, когда Блок писал о Врубеле, что тот — посланник. Любая материальность — это послание», — комментирует куратор выставки Александр Боровский, заведующий отделом новейших течений Русского музея.
«Мы отошли от идеи дидактической выставки, потому что нас интересовало и творческое/человеческое измерение этих понятий. И то, как в авангарде осмысляется это, например, в «Солдатской Венере» М. Ларионова, и в культовых многофигурных советских композициях, — продолжает куратор выставки Александр Боровский. — Интересна идея послания в самых, казалось бы, хрестоматийных вещах. «Запорожцы» — это и устное, и письменное сообщение. Ведь вовсе не обязательно, что это письмо дойдет до султана. Но сам процесс написания письма и его составления — это в некотором смысле перформанс. Или «Девятый вал» Айвазовского — это культовое произведение, но мало кто обращает внимание на этот сигнал. Маклюэн писал, что в современных средствах связи «звучат древние барабаны», и нам действительно хотелось это донести».
Тематические блоки выставки посвящены историческим медиа, а также побочным явлениям, которые сложились вокруг них. Наряду с письмом, посланием, газетой, радио, телефоном и телевидением раскрываются темы шифра или кода, а также процессов дезинформации, слухов и сплетен. Отдельно исследуется проблема глобализации, где интернет выступает универсальным сигналом, провозвестником цифрового мира. Экспозиция позволяет по-новому взглянуть на мир информации — от иконописи до сигналов из космоса — и ощутить, что в центре любого технологического процесса всегда остается человек.
До 2 декабря 2024