«Второе солнце»: Сибирь, татарская культура, Индия и другие визуальные коды в фильме Рината Ташимова
12 августа 2024 г.
Современные авторы и режиссеры все чаще обращаются к этническим мотивам по разным причинам. Так, в фильме «Левиафан» Андрея Звягинцева этнические элементы выступают визуальной метафорой и подчеркивают напряженность, в которой находятся персонажи. А молодые режиссеры, такие как Байбулат Батуллин в недавнем фильме «Бери да помни» или Ринат Ташимов в своей работе «Второе солнце», исследуют ностальгические образы татарской деревни. INTERIOR + DESIGN стало интересно проследить за интерьерами и визуальным стилем этой кинокартины, который собран из эффектных живописных кадров, традиционных костюмов и образов реального быта жителей.
По теме: Исторические драмы с самыми эффектными костюмами: кино для арт-лаверов
Проект КАРО.Арт представил в своей июльской программе фильм «Второе солнце» Рината Ташимова. После показа состоялось обсуждение с режиссером и командой спектакля «Пещерные мамы» театра «Мастерская Петра Фоменко». Эта пьеса легла в основу фильма. Сюжетная линия разворачивается в сибирской глубинке, где сказки и мифы проникают в быт и судьбы героев. Часть обычаев и обрядов в фильме показаны достоверно, а часть выдуманы автором. Так или иначе, все происходящее на экране основано на образе реальной татарской деревни в Омской области, в которой режиссер провел свое детство.
«Все события в фильме имеют реальную основу и прототипы. Эта деревня существует в Омской области, и все переходы между сценами, география этой деревни основана на реальном месте — даже если кажется, что это киношный вымысел. У нас была карта, и по ней мы планировали все перемещения персонажей, смотрели, куда и как быстро они мы могли бы дойти. Эта деревня очень старая, ей больше 400 лет, там всегда жили татары. Сначала, скорее всего, только сибирские татары. А после столыпинских реформ туда стали переезжать татары из Поволжья. Это место с тюрко-язычной культурой», — рассказывает режиссер Ринат Ташимов.
Фильм был снят в 2021 году на основе четырех пьес, объединенных одной локацией. Персонажей, их имена и сам сюжет режиссер и драматург взял из своих детских воспоминаний. Описать воспоминания в тексте и придать им визуальную форму — довольно сложная задача. Ринат Ташимов мастерски передает это через яркие образы и символику, через традиции и этнические корни персонажей, а главное — через съемку реальных жителей деревни в массовке и интерьеры реальных домов, которые жители предоставляли съемочной группе.
«Мы искали локацию, похожую на оригинальную деревню, в Свердловской области. В ту деревню в Омской области впускать никого не хотелось. Есть такое правило: «Никогда не впускай в свой дом киношников». Локацию мы искали полгода, объехали все ближайшие регионы. Случайно Артем Хабибулин из постановочной команды нашел деревню Катышка рядом с Алапаевском, мы в нее влюбились и отсняли практически весь фильм здесь. Вдохновлялись реальными локациями, отмечали детали. Эта деревня показалась нам очень точной, и люди там совсем другие, классные фактуры, которые мы решили укрупнить в фильме. Жители пускали нас снимать в реальные дома, часто мы там ничего не переделывали. В реальных локациях очень сложно снимать. В некоторых сценах наш оператор с камерой сидел на печке, согнувшись в три погибели. Но выстраивать павильоны было бы глупо и не по-настоящему. Ну и дорого, конечно. Снимали в реальности, и все живые фактуры выгодно играют в кадре. Со всеми местными мы хорошо расстались, а многие из них работали на фильме, снимались в массовке, помогали разнорабочими. Мы влились не только в физическое пространство деревни, но и в пространство человеческое», — рассказывает о работе над фильмом режиссер Ринат Ташимов.
Особое внимание в фильме уделяется визуальному стилю, каждый кадр тщательно продуман. Атрибуты татарской культуры в интерьерах и костюмах героев переплетаются с восточными религиозными образами и бытовыми вещами из 2000-х годов. Ринат Ташимов рассказывает историю через национальные ткани, традиционные орнаменты, ковры, историческую форму одежды. Яркие цвета добавляют динамики и жизни, а иногда подчеркивают абсурдность сцен. Музыкальное сопровождение также играет важную роль в создании настроения фильма: этническая музыка передает эмоциональную нагрузку сцен, внутренние переживания героев.
«Одежда основана на том, что я видел в деревне, как одевались местные бабушки, например. Но еще я фанат индийского кино второй половины двадцатого века, особенно «Зиты и Гиты». В фильме есть персонаж Газизиха, которая изначально по сценарию была индуской, совершившей паломничество к Шайтан-озеру (такой случай действительно был). В фильме есть индусский флер с религиозным танцем и маской Ханумана — индуистского бога-обезьяны. У меня есть старые эскизы к фильму, их вдохновляли в том числе мумбайские трущобы, фавелы в Бразилии, цыганские поселения. Они мне всегда нравились. Там непонятно, где кончается граница твоего дома и начинается зона общественного, она размыта, и это мы хотели передать при создании локаций и интерьеров. В этом есть такой нео-сибирско-индуистский фольклор», — делится режиссер.
Ринат Ташимов через призму своих воспоминаний, воплощенных в интерьерах и костюмах героев, поднимает вечные вопросы о том, как культура формирует нашу личность и какой след она оставляет в современном мире. Этот фильм должен подтолкнуть зрителя к размышлениям о важности сохранения культурного наследия и уважения к многонациональному разнообразию, которое нас окружает. Хотя история в первую очередь о памяти и любви.