В музее-заповеднике «Горки Ленинские» до 15 сентября можно увидеть site-specific проект «Быть здесь». Работа над ним строилась через самоорганизацию художников, а поддерживал их Институт современного искусства Иосифа Бакштейна. Как сообщает команда, инициативу также поддержали жители комплекса «Южная Долина». Над проектом работали 25 художников, которые сделали больше 40 объектов, включая инсталляции, скульптуры и видеоарт. Редакция INTERIOR+DESIGN выбрала 5 независимых авторов, каждый из которых предлагает собственный творческий метод переосмысления пространства и вовлекает зрителя сместить привычный фокус.
По теме: Паблик-арт проект «Быть здесь»: между природным и рукотворным
НАТАЛЬЯ СТРУЧКОВА, ? ОШОРОХ ЕСВ
Со слов автора, импульсом к созданию работы стала зимовка в Египте — проживая в другой культуре, она заметила, что незнакомые люди часто спрашивали ее: «Are you okay?»/«Все хорошо?». Эта фраза зашифрована в работе и становится читабельной, когда делают селфи: надпись выполнена зеркально. Роль камеры в этой концепции — то, что помогает ощутить некий порядок, так как в метафорическом смысле зрение без камеры предлагает нестабильную картину мира. Кроме того, в этом проекте Наталья интерпретирует селфи в социальном контексте в качестве инструмента, который дает возможность увидеть самих себя и показаться другим комплиментарно.
«Сначала я очень нервничала от такого вопроса и начинала искать изъяны в своем облике, потекшую тушь или прилипшую жвачку. Я задумалась, что это за реакция. После небольшого взгляда внутрь себя я поняла, что в России такой вопрос задают обычно в ситуации, когда видят, что что-то нехорошо. И это проявление внимания и сочувствия к твоим проблемам. Так я увидела, что реагирую на этот простой вопрос как невротик, который ищет скрытые смыслы там, где их нет. Российский подход предполагает, что проблемы есть, делает сочувственный взор и скорбное лицо, в то время как восточный спрашивает задорно и весело, скорее как повод поболтать».
говорит Наталья Стручкова
ПАВЕЛ ЗУДАНОВ, ТЕМНЫЕ СТРУКТУРЫ
Работа о нестабильном и травмирующем времени, в таком контексте недостроенная и заброшенная галерея перед лесом, в которой расположена работа, усиливает идею — метафору разрастающейся тревожной мысли. В то же время это надувная инсталляция — материал развивает авторскую концепцию и сообщает о том, что тревожная мысль — это что-то раздутое, пустое внутри и недолговечное.
«Мой объект это как будто неизвестное древнее чудовище или хтонический монстр, который вырывается из подземелья пола, он заполняет, захватывает с собой пространство, галереи, закольцовывается и прорывается через большое окно наружу, прямо в крышу. Эту инсталляцию я полностью изготавливал сам, на это ушло много времени и колоссальный физический ресурс».
говорит Павел Зуданов
АННА САЛИМЗЯНОВА, ТЕПЛООБМЕН
Проект про взаимосвязь людей и природы, рукотворного и нерукотворного, в том числе про удержание тепла между любыми формами жизни. Концептуально речь идет об умении слышать друг друга, уважительном отношении к окружающей среде, о поиске общего языка и ценности чуткого взаимообмена. В холодном зеленом свете объект выглядит как заброшенная планета.
«Мои проекты о мимикрии — это классическая бетонная скульптура, которая выходит за пределы усадьбы и находится по факту на чужой территории. И речь, собственно, о том, как приспособиться, как услышать другого, как взаимодействовать. Может быть, даже ради такого контакта можно что-то потерять и быть готовым уступить. Эта бетонная скульптура — сама по себе представитель локальной культуры, то есть речь еще о том, что автор тоже может отступить и дать возможность раскрыться тому, что уже в этом месте есть, а те, кто создают культуру, не всегда должны действовать наступательно и идти за чувством личного превосходства».
говорит Анна Салимзянова
САША СОРОКИНА, СОБЛАЗН
Художница и архитектор Саша Сорокина строит свой творческий метод на работе с повседневными предметами и вещами. По ее мнению они — один из самых любопытных маркеров внутреннего состояния.
«Моя работа — это попытка через иронию обратить внимание на необходимость пересмотра подходов к осмыслению окружающей среды. То ли сигнал предупреждающий об опасности, то ли крик о помощи. Участие в проекте «Быть здесь» интересно возможностью выхода из стен галереи — расширением поля современного искусства и взаимодействием, которое предлагает новый опыт не только публике, но и художнику».
говорит Саша Сорокина
ДАНИИЛ ДАНОТ, ЖИЛЕЦ
Инсталляция «Жилец» символизирует некое жуткое существо, с которым встречается прохожий. Здесь и столкновение с неизвестным, и, опять же, метафорический разговор о человеческом и нечеловеческом. Эмоции вокруг этой работы могут быть самые разные — от иронии, тревоги до соприкосновения с невидимыми фантазийными мирами.
«Если говорить про художественную составляющую, то, конечно, большой интерес представляет сама локация. Мне интересно работать с внешним контекстом и это подходящее место. Здесь хотелось создать для случайного прохожего некоторую некомфортную ситуацию. Это моя интерпретация загадочного вигвама на территории музея-усадьбы, который вызывает недоумение, а при случайной встрече с этим героем, думаю, может быть жутко и даже страшно».
говорит Даниил Данот