Медленная жизнь и литературные резиденции в Переделкине: разговор с Дарьей Бегловой

19 августа 2024 г.

INTERIOR+DESIGN поговорил с Дарьей Бегловой, руководителем Дома творчества Переделкино, о возвращении самой литературной локации Подмосковья ее статуса

Кажется, многие задумывались о том, что важно замедлиться. Вернулись посиделки с друзьями, квартирники, камерные концерты и выставки. Переделкино вновь стало тем местом, куда люди приходят выдохнуть.

Думаю, медленная жизнь началась с ковида. Он остановил на какой-то момент безумную гонку. Жизнь в постоянном окружении людей вдруг исчезла. И сначала это вызвало большое сопротивление. Но в итоге появилось время для собственной жизни, для того, чтобы вернуться к себе, быть с семьей, посмотреть, подумать, просто посидеть. Это совершенно поменяло отношение к работе. Оказалось, что необязательно всегда быть «включенным» 24/7, что и есть другие интересы, книги, в которые хочется читать и вчитываться. События следующих лет, по-моему, только усугубили уход в себя.


По теме: Принципы конструктивизма: большое интервью с командой Центра «Зотов»

Дарья Беглова, руководитель Дома творчества Переделкино

Обновление Переделкина началось до этого?

Именно во время ковида. Я поселилась здесь в 2018-м и сразу начала думать о новой концепции места. Два года ушло на то, чтобы проверить разные теории. Ничего не двигалось, ничего не менялось. И вдруг в 2020 году, когда все остановилось… Пустота парка, нетронутая весна — я поняла: это должно остаться ровно так. Тут ты видишь, как природа просыпается, как вдруг зачернели стволы и по ним побежал сок. И вдруг понимаешь: вот весна. Интровертный, медленный кусочек, который должен жить в своем ритме. В этом его прелесть.

Кому был тогда нужен Дом творчества?

Никому. Здесь был заброшенный ресторан. На крыше стояла тонна воды. Это все рушилось медленно… А в историческом корпусе и во всех коттеджах было общежитие. Заросший лес, вповалку деревья. В Дом творчества старались не ходить, он был местом маргинальным. Приезжали в дома-музеи Пастернака, Чуковского, вот и все. Я начала с того, что стала собирать кусочки истории места, имена, литературные произведения, которые были здесь написаны. Ведь это центр литературы XX века, но парадоксально, что об этом было минимум информации. Как вернуть к нему интерес? Стало понятно, что нужно наладить инфраструктуру, чтобы появился литературный туристический центр международного уровня, как Стрэтфорд, как известные литературные резиденции. Это место для авторов, место для размышлений, для разговоров, оно не для толп, поглощающих быстро информацию. Резиденции и сохранение истории стали базовыми принципами этой концепции.

Насколько актуален формат литературной резиденции? Часть литературы становится слишком быстрой, уходит в соцсети.

Возобновляя традицию Дома творчества, мы создали фактически первую литературную резиденцию такого уровня в России. Были небольшие проекты, но таких возможностей еще никто не давал. Мы стали искать самых разных авторов по всей России. Создали рабочие группы, которые отбирают заявки. Есть индивидуальные резиденции на двадцать один день для работы над произведением. Есть тематические, когда больше общей вовлеченности, больше авторов, есть лаборатории. Это невероятная возможность встретиться с другими писателями, здесь находят друг друга. И самое важное, помимо того, что здесь работают, люди уезжают с ощущением, что, во-первых, они писатели и к ним особенное внимание, а во-вторых — у них есть коллеги, есть с кем обсудить какие-то сумасшедшие вопросы, философские теории. И создание таких сообществ — наше главное достижение.

Можно ли уже оценить результаты?

Литература — очень медленная вещь. Можно приехать сюда, а произведение родится только через несколько лет. Автор может приехать с одной затеей и вдруг начать писать стихи, как это бывало у нас. Но в этом году мы уже видим результат. Те резиденты, которые приезжали три года назад, сейчас выпускают книги. Их уже больше 40, и практически каждую неделю проходит презентация книг, написанных или задуманных в Переделкине.

Здесь всегда было свое общество…

Да, и вписаться в него — задача не из простых. Самое сложное — сделать так, чтобы тебе доверяли. Мы всегда приглашаем местных жителей к участию. Ведь городок писателей — не музей, а живое сообщество. Здесь живут легендарные люди, и по-прежнему работает система предоставления дач. Недавно поселился Николай Варламов, Павел Басинский, Дмитрий Бак. Так появляется новое сообщество Переделкина, но в него теперь входят авторы Дома творчества, и соседи: ближние и дальние. Есть люди, которые приезжают, потому что им тут хорошо. Моя любимая аудитория — три поколения: бабушка, дедушка, их дети со своими детьми. Этим людям всегда есть о чем поговорить.

Возможно ли повторить опыт Дома творчества?

Тут свой гений места. История, которая написана здесь, течет под корой деревьев. Мы часто выезжаем с молодыми авторами, с программами, книжным и поэтическим клубом, участвуем в фестивалях. Но есть смысловое Переделкино. Эта мифология сохраняется благодаря авторам, которые в каждой новой книге пишут: «Особая благодарность Дому творчества Переделкино». Нам удалось сохранить то настоящее, что было здесь и создать непрерывность традиции. Настоящее в настоящем. И здесь проживаешь свой лучший момент именно сейчас.



Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит