«Несущие конструкцию»: старт серии арт-проектов в Доме Наркомфина
28 августа 2024 г.
Приглашенные художники будут исследовать пространство Дома Наркомфина и работать с современными творческими практиками. Куратор серии — Эльмира МинкинаДом Наркомфина — образец архитектурного авангарда, над которым в 1929-1930-е годы работал Моисей Гинзбург. Дом расположен на Новинском бульваре в Москве. Несмотря на то что это легендарное здание, с 1990-х оно было в аварийном состоянии, пока внук Моисея, Алексей Гинзбург, не возглавил реставрацию, а Музей современного искусства «Гараж» его поддержал — теперь это жилой дом со своим кафе, книжным магазином, авторскими экскурсиями и кураторской программой.
По теме: Принципы конструктивизма: большое интервью с командой Центра «Зотов»
Запрос на качественную городскую архитектуру еще только формируется в России, а это направление творческой мысли, в общем-то, прямым образом связано с общественным самовосприятием. Здесь уместно говорить о том, что быт тоже может определять сознание. Но понятия ценности, качества и эстетики все еще требуют уточнений.
С проектом «Несущие конструкцию» команда «Гаража» подступается к тому, чтобы развернуть вопрос чувственного восприятия пространства в общественном поле. Это особенно хорошо считывается на контрасте с тем, каким путем идут крупные застройщики, работая с паблик-артом — чаще всего качественное современное искусство применяется в качестве скульптуры, некоего украшения или добавочной стоимости, но само по себе ничего не добавляет тем местам, в которых находится.
В Доме Наркомфина иначе — на примере первого проекта «Переход цвета» из серии «Несущие конструкцию» видно, что архитектура первична, а современные художественные практики здесь применяются для того, чтобы обратить внимание гостя на то, как он ощущает место.
Работая над проектом «Переход цвета», я, с одной стороны, опиралась на исследование концепций и экспериментов в области цвета, в том числе на труды архитектора Дома Наркомфина Моисея Гинзбурга, а также на цветовые решения жилых и общественных пространств в Доме Наркомфина, которые были разработаны приглашенным в СССР профессором Баухауса Хиннерком Шепером и его студентом Эрихом Борхертом. С другой стороны, в интерпретации цветов проекта заложено мое ассоциативное чувствование цвета, которое лежит в основе моего творческого метода.
Художница Катя Рыблова
По сути, проект «Переход цвета» Кати Рыбловой —это одновременно и исследование того, о чем размышляли те люди, которые воплощали свой архитектурный замысел в проекте Дома Наркомфина, и его современная переработка из мира идей в мир цвета, настроения и нюансов, примененных на практике.