Суздаль глазами тех, кто меняет город, — Евгении Казарновской, Кати Бочавар и Евгении Дымовой

3 сентября 2024 г.

В 2024 году Суздаль отметил 1000-летие в статусе новой культурной столицы. Что делает город особенным и почему в него хочется возвращаться, рассказывают герои INTERIOR+DESIGN

Директор центра культуры «МИРА» Евгения Казарновская

Суздаль — особенный город. У «МИРА» есть знак — это крест, образуемый пересечением трех цветных линий. Зеленая линия обозначает город, утопающий в зелени. Суздаль — это город-сад. Синяя линия символизирует текучесть времени, ленты рек и бескрайние горизонты. Суздаль — это всегда простор и воля. Красная — это дух, духовность. И это не только потому, что в Суздале 55 церквей и пять монастырей. Этот город — место силы.


По теме: Медленная жизнь и литературные резиденции в Переделкине: разговор с Дарьей Бегловой

Суздаль быстро меняется, и меняют его деятельные и неравнодушные люди. Как сказал Тонино Гуэрра, который обожал приезжать в Суздаль: «Люди не знают, куда идти, однако спешат, чтобы прийти вовремя». Жить, как и путешествовать, можно по-разному. Я люблю долго быть на одном месте — внимательно вглядываться, обо всем подумать, рассмотреть при разном свете. Художница Ирина Затуловская, которая работает у нас в резиденции над выставкой «Суздаль.Портрет», сделала работу с текстом «пока я сплю, листья распускаются». А мы об этом когда-нибудь думали?

Евгения Казарновская

МИРА центр

«МИРА центр»

Куратор и художник Катя Бочавар

Второго такого города просто нет. Суздалю удалось сохранить самобытность, и все благодаря тому, что купцы отказались проводить железную дорогу. Здесь сошлось все: и природная красота, и близость к столице. Есть везучие люди, а есть везучие города. И Суздалю повезло заполучить своих гениев места, таких как Вадим Дымов или Дмитрий Разумов, меценат «МИРА центра». Это люди, которые развивают и культуру не только с точки зрения искусства, но и культуру отдыха, культуру жизни.

Катя Бочавар

Художник, куратор

Екатерина Проничева пригласила меня курировать выставки в Посадском доме. Проекты этого года будут посвящены керамике в работах современных художников. Выставка «Археология ручного труда» — настоящее социологическое исследование о том, какие повседневные инструменты останутся с нами в будущем. Есть ли у ручного труда шанс? Художник Сергей Катран по памяти повторил в глине 170 инструментов, часть из которых покажутся знакомыми, а другие — неизвестными.

Выставка «Археология ручного труда». Фото: Ольга Сморжанюк

Основатель компании «Дымов Керамика» Евгения Дымова

Слоу-лайф для нас — образ жизни, который мы практикуем больше 20 лет. Для нас это было абсолютно естественным желанием переехать ближе к природе, иметь свой сад, и Суздаль для этого — самое подходящее место. Жизнь здесь размеренная и спокойная, и, кажется, за день успеваешь гораздо больше. Мне нравится, что жители больших городов все чаще смотрят в сторону регионов, а начать свое дело в маленьком городе — очень искренняя, романтическая история, но вполне реальная. Я думаю, город стал новой точкой притяжения именно благодаря таким энтузиастам. Все дело в людях.

Евгения Дымова

«Дымов Керамика»

Гостевой дом мануфактуры «Дымов Керамика»
Гостевой дом мануфактуры «Дымов Керамика»

Тем, кто приезжает в Суздаль впервые, я советую пройти маршрут от Кремля до Спасо-Евфимиева монастыря с чудесным аптекарским садом, изучить город пешком, а после — обязательно увидеть его с реки Каменки. Здесь можно попробовать себя в традиционных ремеслах, у нас в «Дымов Керамике» или в Музее деревянного зодчества. А на ужин советую отправиться в «Сыродельню» — она находится в здании Торговых рядов с видом на реку, здесь особенно красивые закаты.

Посуда «Дымов Керамика»
Дом русского чаепития, открытый мануфактурой «Дымов Керамика»
Дом русского чаепития. Фасад

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит