Музей «Гастева, 1» в Суздале: команда нового арт-пространства — о своем проекте
11 сентября 2024 г.
В Суздале активно ведется подготовка к открытию очередной культурной институции — музея «Гастева, 1». INTERIOR+DESIGN поговорил с командой проекта о том, для чего нужен музей Алексея Гастева, в чем его актуальность и как архитектура отражает идею пространстваВ Суздале в 2025 году откроется музей «Гастева, 1», посвященный личности Алексея Гастева — ярчайшей фигуре эпохи, визионеру, соединившему множество явлений, идей, сменившему массу ролей и масок: поэт, восхищавший Хлебникова, анархо-синдикалист, журналист, революционер, рабочий десятка заводов, ссыльный, организатор Института труда, активно действовавший на перекрестке науки, культуры и политики.
По теме: Суздаль глазами тех, кто меняет город, — Евгении Казарновской, Кати Бочавар и Евгении Дымовой
Двухэтажное здание музея площадью 200 кв. метров появится в центральной части города на высоком берегу реки Каменки. Идея создания «Гастева, 1» появилась у мецената и сооснователя суздальского «МИРА центра» Дмитрия Разумова, к которому присоединилась куратор и искусствовед Александра Селиванова, которая давно была погружена в исследование жизни Алексея Гастева. Для реализации музея в Суздале Александра привлекла архитектурную Мастерскую Николая Лызлова. В одном из своих интервью архитектор поделился, что с самого детства мечтал построить музей. К сожалению, Николай ушел из жизни 7 июня 2024 года, но именно его идеи легли в основу и фундамент проекта будущего музея, который реализует его команда. А отбором и составлением коллекции экспонатов занимается Андрей Бартенев, художник, скульптор и дизайнер.
Как все начиналось
Рассказывает Александра Селиванова, сокуратор музея «Гастева, 1» творческого сообщества МИРА
Последние 15 лет я и мои друзья, коллеги — искусствоведы, историки кино и театра, филологи, занимающимися 1920-1930-ми годами, пытались нащупать новые способы разговора и транслирования культуры и искусства этой эпохи. Выбирали сложные и неожиданные темы на пересечении искусства, науки, политических и социальных процессов, рассказывали о контексте, о людях. Наши выставки в Центре авангарда на Шаболовке (закрыт в 2022 году) и в Музее Москвы были попытками перевести наши размышления в экспозиционную форму. После этого я познакомилась с основателями Творческого сообщества «МИРА-центр» в Суздале: с Дмитрием Разумовым и Женей Казарновской. Они пригласили меня делать музей Гастева в Суздале, где он родился. Так три года назад начинался проект «Гастева, 1».
Александра Селиванова
Сокуратор музея «Гастева, 1» Творческого сообщества МИРА, кандидат архитектуры
Кто такой Алексей Гастев?
Говоря об авантюрной и трагической жизни Алексея Гастева, можно поднять массу важных тем, линий, сюжетов, по-новому представляющих не только эпоху авангарда, но и 1960-е, 1980-е, да и нас сегодняшних. Именно поэтому я была счастлива возможности познакомиться с его внуком, Алексеем Ткаченко-Гастевым, с его парижским биографом Александрой Кулаевой, по крупицам собирающей уже 15 лет его биографию, привлечь историков, архивистов из Новосибирска, Томска, Москвы, Бремена и сделать первую выставку в 2019 году.
Концепция музея «Гастева, 1»
Мы хотим сделать совершенно новый по типу музей: одновременно и биографический, и исторический, и художественный, и интерактивный. Он должен показывать не только Гастева, но и круг тем, идей, его волновавших: каким будет город будущего? Что такое революция в искусстве? Как нужно работать и как изобретать? Это буквально названия его текстов и книг. Машина управляет человеком или человек машиной — и как не превратиться в ее придаток? И кто он вообще, человек индустриальной эпохи, новый советский человек? Возможно ли управлять своим телом, как совершенным механизмом, можно ли полностью реорганизовать свою жизнь, быт, сознание? И наконец, что же выросло из гастевских экспериментов и идей и почему многое звучит так остро и сегодня?
«Наша главная задача — заставить посетителя думать и задавать вопросы, искать ответы, рассуждать, пробовать, а еще — вдохновить его на такой же деятельностный, изобретательский подход к жизни, каким обладал Гастев. Для этого будут созданы интерактивные элементы, библиотека, мастерские, наконец — центр общения, дискуссий — гастевская чайная. Отдельно детально представим биографию Гастева, его мемориальные вещи, полную библиографию, ну и, конечно, его тексты. Книги буквально «сошьют " всю экспозицию». —
говорит Александра Селиванова
Планы и экспозиции
В музее будут представлены следующие экспозиции: «Утопия», «Революция», «Тело и Сознание», «Труд», «Центральный институт труда» (ЦИТ) и, наконец, «Депозитарий», в котором речь пойдет о проросших из ЦИТа кибернетике, эргономике, визуальной грамотности, тайм-менеджменте, синтетическом искусстве и так далее. Все эти сюжеты мы будем рассказывать при помощи великолепных книг и произведений искусства 1920-1930-х годов из коллекции МИРА. Среди отобранного — вещи Родченко, Филонова и его школы, Лабаса, Малевича, Клуциса, Чернихова, еще десятков художников, дизайнеров, прижизненные издания Хлебникова, Маяковского, плакаты окон РОСТА, книги. Введем мультимедиа и интерактивные экспонаты, реконструкции тренажеров Института труда, планируем «антропометрическую станцию». Соседнее здание Гастева, 3, под рабочим названием «Суздальский коллайдер», еще один музейный проект МИРА — площадка мультимедиа-искусства, VR/AR проектов при кураторстве Андрея Бартенева и Дмитрия Разумова. Эта связь кажется нам очень важной. Она символизирует некий переход от художественно-технической утопии Гастева к вопросам и проблемам сегодняшнего дня. Помимо совместных мастерских в саду, мы планируем еще и объекты-инсталляции и скульптуры современных авторов.
Про архитектуру
Рассказывает Алеся Фарбер, архитектор Мастерской Николая Лызлова
Проектируя музей, мы исходили из самой фигуры Гастева. Функционализм и рациональность были для нас очень важны. Своей архитектурой и материалами он встроен в местную среду — монастыри, сохранившуюся застройку, высокий берег Каменки. Внутри он уже устремлен в будущее, там рождается авангард. Самое интересное и важное в пространстве музея — это его содержимое, то, что внутри. Есть, конечно, исключения, когда сам музей становиться объектом, а экспонируемое — второстепенным. Николай Лызлов всегда говорил, что архитектор проектирует не стены или пол, он проектирует пространство, создает оболочку, которая окружает некий софт, пустоту, которая со временем набирает особую плотность и силу. Так создается среда. Среда для экспонирования искусства должна быть совершенно особой.
Алеся Фарбер
Архитектор Мастерской Николая Лызлова
«В проекте мы использовали традиционные материалы — кирпич с известковой обмазкой «под рукавичку» для нижней части и дерево на втором этаже. Эти материалы, старея, будут жить своей жизнью. Есть и современные элементы. Приемы, тонкости, которые для меня открыл Николай Лызлов. Лаконичные деревянные конструкции, перепады уровней, игра легких и почти прозрачных лестниц. Николай говорил, что главное — это сочетание простого и разумного, и тогда стиль и хорошая качественная архитектура появятся сами собой». —
говорит Алеся Фарбер
Суздаль удивительно красивое место. Все здесь имеет какой-то особый вкус и даже мистичность. Оно остается таким не случайно — в Суздале очень строгие регламенты, и нам надо было эти регламенты соблюдать. К тому же рядом с будущим музеем расположен Александровский монастырь XVII века. Это помогло нам сформировать образ здания. Но есть и другой пласт. Период жизни и деятельности Гастева имеет двойную природу. С одной стороны, бедная русская хтонь, а с другой — нарастающий прогресс, авангард и формирование человека будущего. Так и музей, я надеюсь, сможет отразить этот срез времени. Контент уже начинает «происходить» и жить в этом месте — уже идут первые выставки, танцы-перформансы, кино и экскурсии, осталось только придать этому форму, что обязательно произойдет в скором будущем. И я уверена, это станет еще одним удивительным местом руки Николая, где так приятно быть.
Музейная архитектура
Рассказывает Игорь Апарин, архитектор выставочных пространств музея «Гастева, 1»
Музейная архитектура — это язык погружения человека в контекст повествования. Экспозиция в музее разбита на несколько разделов, каждый расскажет о разных периодах жизни, творчества и деятельности Алексея Гастева. Личность была мощная и многогранная, и мы стараемся соответствовать и создавать каждую зону в своем характере. С архитектурной точки зрения они, казалось бы, никак не связаны, но в общей структуре музея выстраиваются в сплошное анфиладное пространство с жестким и последовательным сценарием исследования экспозиции. И эта связь не случайна, из разных деталей мы собираем единый механизм.
Игорь Апарин
Архитектор выставочных пространств музея «Гастева, 1»
Выставочное пространство и окружающий ландшафт
Рассказывают Анна Кондратьева и Анна Алтметс, проектная команда музея «Гастева, 1»
На первый взгляд кажется, что 200 кв. метров пространства музея — это не такая большая площадь, но задуманных сюжетов и историй хватило бы на несколько музеев. Коллекция постоянно пополняется, и мы хотим регулярно обновлять экспозицию. Наша задача — соединить книги, графику, фотографии, документы друг с другом, кропотливо выбирая экспозиционные приемы, чтобы предметы не «потерялись». Сочетать созерцание и действие. Сама архитектура здания и экспозиции продолжают друг друга — внутреннее дополняет внешнее. Музей минималистичный снаружи, но каждый раздел экспозиции имеет свой образ: в «Революции» красный цвет и стена-клин, в «ЦИТ» это клетка. Сад музея также станет площадкой, куда можно будет прийти и провести время с пользой. А можно и вовсе ничего не делать, а просто сидеть на траве под деревьями. Творческое сообщество МИРА проектирует еще несколько музейных площадок, поэтому в будущем мы станем частью богатого музейного маршрута по Суздалю.
Анна Кондратьева
Проектная команда музея «Гастева, 1»
В музее планируем создание микровыставок и смену экспонатов. Таким же пространством изменений станет и сад, который является переходом в музей. На участке появится столярная мастерская, в которой будут проходить мастер-классы, напрямую отсылающие к работам и опытам Алексея Гастева и к раннесоветскому формированию независимости и автономии ребенка через развитие практических навыков, изобретательства и сноровки. Сад и участок позволяют осмыслить, как развивается тело человека через ремесло и орудия, и вернуться к идеям, остро актуальным сейчас.