Выставка «От утопии к театру» в Центре «Зотов», посвященная 150-летию Всеволода Мейерхольда, открылась под кураторством Анны Ильдатовой, театроведа, куратора театральной программы фонда V–A–C и Дома культуры «ГЭС-2». Проект, подготовленный совместно с Бахрушинским музеем, рассказывает о пяти спектаклях, поставленных Всеволодом Мейерхольдом в период с 1922 по 1924-й, в конструктивистский период творчества великого режиссера: «Великодушный рогоносец», «Смерть Тарелкина», «Земля дыбом», «Д.Е.» и «Лес».
По теме: Хлебозавод и зрелища: интервью с директором Центра «Зотов» Дарьей Филипповой
Почему Мейерхольд
Всеволод Мейерхольд был учеником Константина Станиславского. Со временем их отношения стали непростыми — Станиславский развивал «Систему», суть которой в психологической достоверности актерской игры, а Мейерхольд со временем пришел к диаметрально противоположному — ему был интересен условный театр, где метод работы с актером основывался на понятии «биомеханика». Подход Мейерхольда не только сформировал отдельную театральную школу, но и косвенно повлиял на кино — его учениками считаются Эйзенштейн, Юткевич, Роом.
Все, что делал и говорил Мейерхольд, было наделено решительностью, бескомпромиссностью и отрицанием старого порядка в искусстве. В учебниках по истории театра исследователи называют Мейерхольда режиссером, который воплотил идеи конструктивизма в театре — через работу с декорациями, светом, костюмами, текстом и актерами.
Выставка в «Зотове»
Для Мейерхольда были крайне важны все детали спектакля — и концептуальные, и инструментальные. Режиссер-новатор использовал инновационные для своего времени (а порой и для сегодняшнего) технологии и экспериментировал со всеми элементами сценографии. Например, декорации спектакля «Великодушный рогоносец», над которыми работала художница Любовь Попова, представляли собой конструкцию, символически означающую станок, но в общем-то это была полностью условная вещь. Сегодня такой абстрактный подход к сценографии привычен, и это безусловная заслуга Мейерхольда. Кроме того, режиссер одним из первых стал работать с кинематографическими планами в театре, задействуя для этого софиты и высвечивая лицо актера. Сам метод работы с актерами требовал от них графичного рисунка с точки зрения пластики тела. Из любопытного — считается, что Мейерхольд был первым режиссером, который отказался от использования занавеса в театре.
Каждый из пяти спектаклей представлен на выставке архивными документами с фотографиями, фото и видео, костюмами и партитурами, что само по себе важно и ценно.
Новаторские задачи
Любой автор, который начинает делать что-то новое, сталкивается с внешним сопротивлением — редко когда изменения даются легко. И все же есть свидетельства тому, что и в свое время деятельность Мейерхольда находила отклик и единомышленников.
«Бывший артист Московского Художественного театра г. Мейерхольд задался целью проложить путь в провинции новаторским задачам этого театра во всей их неприкосновенности… Насколько сложно это предприятие и насколько выполнение его должно коренным образом изменить установившийся в провинции взгляд на театр, в частности на драму, можно выяснить в двух словах. …До сих пор мы шли в театр смотреть главным образом актеров, а теперь нас приглашают смотреть прежде всего пьесу, т. е. теперь на первый план выдвигается не индивидуальность непосредственного творчества, а совокупность художественного восприятия», — писали в газете «Кавказ» от 28 сентября 1904 года.
Почему это нужно видеть
В 1940 году Мейерхольда расстреляли. Долгое время о его наследии было не принято говорить. Несмотря на то что многое из сделанного Мейерхольдом не изучалось, спустя почти столетие мы видим, что все его методы имеют современное воплощение — декорации близки к тому, что сегодня называют тотальными инсталляциями, способ работы с персонажами как с социальными масками находит множество воплощений во всех видах искусства, работа со светом и с кинематографическими приемами в театре сегодня называется мультимедийностью, а наличие занавеса в современном театре скорее редкость. Поэтому внимательный зритель, которому интересен современный художественный процесс, может совершить множество открытий с точки зрения того, как менялись подходы в первой трети XX века.
Центр «Зотов». Ходынская ул., 2, стр. 1. До 19 января 2025 года.