Выставка Objects: USA 2024: архетипы и кросс-жанровый подход

16 сентября 2024 г.

Дизайн-критик, автор INTERIOR+DESIGN Марина Ширская рассказала о необычном подходе, предложенном кураторами экспозиции Objects: USA 2024 в нью-йоркской галерее R&Company

Выставка Objects: USA 2024 в пространстве нью-йоркской галерее R&Company — это масштабное событие, которое теперь будет происходить раз в три года и собирать уникальные произведения, которые размывают традиционные границы между искусством, ремеслом и дизайном.


По теме: Керамика Андиле Дьялване: южноафриканские ритуалы и ремесло

Installation view with works at center by Brian Oakes, Matthew Szösz, Carl D’Alvia, and Hugh Hayden. Photo: Logan Jackson. Courtesy R&Company

В 2020 году, несмотря на локдауны, весь мир вдруг причудливым образом распахнулся и стал ближе: люди нашли способ общаться друг с другом с помощью всевозможных видеоконференций и виртуальных выставок. Я побывала на лекциях таких специалистов, на которые в жизни бы не попала при обычных обстоятельствах. Кураторы крупнейших музеев, ведущие дизайнеры, талантливейшие художники, исследователи, на чьи выступления обычно не прорваться, галереи, которые находятся на другом конце света, — все они вдруг вышли на просторы интернета и стали общаться и показывать свои сокровища. И вот тогда в череде не менее прекрасных встреч одним из ярких моментов стало открытие выставки Objects: USA 2020, подготовленной галереей R&Company. Она переосмысляла историю, настоящее и будущее американского искусства ручной работы.

Installation view with works by Trey Jones, Nicole McLaughlin, and Kim Mupangilaï. Photo: Logan Jackson. Courtesy R&Company

Проект «Объекты: USA 2020» объединил тогда группу из 50 современных мастеров с 50 авторами, чьи произведения были показаны на исторической теперь уже выставке Objects: USA. На ней в 1969 году представляли работы мастеров американского студийного движения, в числе которых значились Уэнделл Кастл, Джун Канеко, Ленор Тоуни, Ричард Маркиз, Питер Вулкос и Шейла Хикс. Я не удержалась и даже заказала в галерее R&Company каталог этой выставки, который теперь красуется у меня в библиотеке и весь залеплен рабочими закладками.

американский дизайн фото
Jolie Ngo, Lantern Vessel in Collage, 2024, stoneware, glaze, PLA plastic, epoxy, wire, luster. Courtesy the artist and R&Company.

Формат выставки Objects: USA 2024 в основе своей не изменился, он также показывает лучшее из того, что создается сегодня американскими дизайнерами, крафтсменами, мейкерами и художниками. Всего на экспозиции 100 работ, созданных 55 авторами. Все они и каждая по отдельности представляют собой великолепное разнообразие подходов, техник, используемых материалов, мастерства и главное — людей, продвигающих процессы ручной работы в новых, неизведанных еще направлениях. Многие из представленных работ не поддаются простой категоризации: они балансируют между скульптурой и функциональной мебелью, между предметами искусства и прекрасно изготовленными повседневными объектами.

американский дизайн фото
Luam Melake, Love Seat in Two Parts, 2024, Urethane, dyes, glitter, buttons, and polyurethane foam. Photo by R&Company
Kim Mupangilaï, Bina daybed, 2023, Teak, volcanic stone, and raffia. © Superhouse Gallery and the artist, photo by R&Company

Но есть еще один важный момент, связанный с этим шоу мастерства и искусного владения материалом, о котором необходимо упомянуть. Это кураторская работа Келли Риггз и Анжелик Вискаррондо-Лабой. Чтобы дать посетителям возможность глубже понять это уникальное сочетание, ими был разработан новый концептуальный подход. Он выделяет семь архетипов объектности, каждый из которых отражает мотивацию и интересы художников, а не просто материал или технику. В их числе: «Правдолюбцы» (Truthsayers), «Тестировщики» (Betatesters), «Сторонники идеи апокалипсиса» (Doomsdayers), «Инсайдеры» (Insiders), «Посредники» (Mediators), «Взламыватели кодов» (Codebreakers) и «Хранители» (Keepers).

американский дизайн фото
Jolie Ngo, Floor Lamp in Apple, 2024, stoneware, glaze, epoxy, wire, luster, PLA plastic, and brass. Courtesy the artist and R&Company

Vincent Pocsik, Standing with One Oxford in Blue Maple, 2024, Dyed maple, aluminum, resin, and lighting elements. Courtesy of the artist, photography by R&Company

Интересна интерпретация каждого архетипа, которую дают сами кураторы. Не менее интересно и то, как они распределили по этим категориям представленных авторов. Причем по версии кураторов некоторые из участников могут одновременно совмещать отличительные черты сразу двух архетипов.

«Правдолюбцы» уважают простоту своих материалов и делают упор на медленные ручные процессы. Гигантские гротескные и полные напряжения скульптурные светильники Винсента Поксика отражают трихотомию человека, машины и природы, которые то вступают в конфликт друг с другом, то находятся в гармонии. Дерево остается любимым материалом Поксика, потому что оно красиво само по себе.

Installation view with works by Dee Clements, Justin Favela, Luam Melake, and Coulter Fussell. Photo: Logan Jackson. Courtesy R& Company

«Тестировщики» занимаются подрывной деятельностью и инновациями в постцифровой среде. Ювелирные броши Мэллори Уэстон отражают красоту природы с футуристическим оттенком. Сшивая тонкие металлические пластины, она создает украшения, созвучные интернет-эстетике, но при этом Мэллори использует гибридный подход, в котором сочетает аналоговые процессы с компьютерным дизайном.

«Сторонники идеи апокалипсиса» работают со множеством материалов и процессов для создания произведений, пригодных для будущих цивилизаций, одновременно обращаясь к прошлому и настоящему. Чен Чен и Кай Уильямс берут объекты из нашего природного мира и представляют их как сохранившиеся экземпляры — это такая археология будущего, лишенного полезных ископаемых. В контексте истощения природных ресурсов на нашей планете их подход кажется умным и ситуативным.

Installation view with work by Cedric Mitchell. Photo: Logan Jackson. Courtesy R&Company
американский дизайн фото
Dee Clements, Grotesque Flowers; On the Pressure to be seen, 2024, Dyed Reed, gouache, ceramic, polyurethane. Courtesy of the artist and Nina Johnson Gallery, photo by R&Company

«Инсайдеры» прославляют и подрывают наши отношения с внутренней средой обитания (что бы это ни значило). По словам дизайнера Кэти Стаут, «ходить по грани между красотой и пошлостью очень приятно». Взгляните на ее серию торшеров Fruit Lady с бронзовыми листьями, керамическими тыквами и стеклянными плафонами в викторианском стиле. Кажется, что каждый фрукт находится на грани перезрелости, исследуя, как красота и разложение могут сосуществовать, поскольку этот процесс освобождает место для нового роста. Стаут не боится переборщить с жизнерадостным китчем, и при этом ее работы остаются наивными, живописными и пасторальными.

«Посредники» фокусируются на идентичности окружающей среды и взаимодействии между человеком, пространством и объектом. В основе дизайнерской практики Ди Клементс, основательницы Studio Herron, лежат ремесленные практики. Руководствуясь глубоким уважением к материалам и традиционным методам, дизайнер часто намеренно оставляет конструкции незавершенными. Она плетет корзины, которые в ее руках превращаются в абстрактные скульптурные формы огромного масштаба.

Installation view with works by Minjae Kim and Jolie Ngo. Photo: Logan Jackson. Courtesy R&Company

«Взломщики кодов» создают модульные или закодированные объекты в виде концептуальных головоломок. Трей Джонс — автор скульптурной мебели из обрезков фанеры. Основываясь на японской керамической технике нерикоми, основанной на последовательном наслоении цветных пластов глины, которые в конечном итоге создают на поверхности изделий причудливые абстрактные узоры, он разработал свою фирменную технику «деревянную нерикоми». С помощью этой модифицированной техники многослойного ламинирования Джонс предлагает сложные и динамичные формы и декоративные поверхности, в которых процесс не маскируется, а намеренно остается заметным глазу.

«Хранители» исследуют повествование, историю, память и связи между ними в их различных вариациях. Плетение навахо лежит в основе техники, которую использует при создании своих разноцветных гобеленов Венансио Арагона. Научившись мастерству у своей матери, он плетет их, используя вертикальный ткацкий станок — образец древней технологии коренных народов. В его палитре более 250 синтетических и натуральных цветов пряжи, окрашенной вручную.

американский дизайн фото
Liam Lee, Chair 14, 2023, Merino wool and poplar plywood. Courtesy of the artist, photo by R&Company

На сайте проекта objectsusa.r-and-company.com можно не только ознакомиться с другими авторами, представляющими свои работы, но и с тем, к каким архетипам они принадлежат, и пройти небольшой тест, разработанный кураторами, который позволит узнать, к какому из них принадлежите вы сами.

американский дизайн фото
Ferne Jacobs, Interior Passages, 2016, Waxed linen thread. Courtesy of the artist and Nancy Margolis Gallery, photography by R&Company

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит