Фестиваль авторского кино КАРО.Арт: разговор с программным директором проекта Натальей Гаврук-Гаврилиной

27 сентября 2024 г.

Третий фестиваль авторского кино КАРО.Арт состоится в Москве с 15 до 20 октября, затем показы пройдут в Санкт-Петербурге, Краснодаре и Новосибирске. В этом году, помимо основной программы, заявлены еще и тематические блоки: «Арт», «Театр», «Музыка» и «Текст», а также специальная программа «Дизайн».


По теме: Кино про архитектуру: от документальных фильмов до байопиков

О том, как формируется программа фестиваля и почему авторское кино подразумевает синтез всех видов искусства, INTERIOR+DESIGN рассказала Наталья Гаврук-Гаврилина, программный директор проекта КАРО.Арт и Фестиваля КАРО.Арт.

Наталья Гаврук-Гаврилина

Программный директор проекта КАРО.Арт

Наталья Гаврук-Гаврилина, программный директор проекта КАРО.Арт и Фестиваля КАРО.Арт

Как формируется программа Фестиваля авторского кино? Есть ли специальные критерии для отбора фильмов?

Интуиция, интуиция и интуиция — вот наш девиз! Программа Фестиваля КАРО.Арт формируется в течение всего года. Во-первых, мы следим за тем, что происходит в мире, в России, в Москве. Наблюдаем ситуацию в киноиндустрии, отсматриваем фестивальное кино, следим за трендами в современном искусстве. Во-вторых, слушаем себя и друг друга. Важные вопросы для нас: «О чем мы в этом году хотим поговорить со зрителем?», «Какие темы важно для нас затронуть?». Главный критерий отбора участников фестиваля — это наша наработанная годами кураторская интуиция. Пока она нас ни разу не подвела.

Как фестиваль поддерживает молодых и начинающих кинематографистов?

Российская фестивальная программа этого года — иллюстрация того, как мы поддерживаем молодых отечественных кинематографистов. В афише фестиваля — новый документальный фильм Сергея Кальварского «Гнездо из бумаги», драматичная история петербургской старинной типографии. Еще одна документальная работа — про художника-авангардиста «Филонов» от Никиты Снегова. Дебютный короткий метр про женскую судьбу Клавдии Коршуновой «Такой именно день». Премьера фильма Заки Абдрахмановой «Папа умер в субботу». И вечно молодой Роман Михайлов с новым проектом «Жар-Птица»… Конечно, физически мы не можем всем выделить главный премьерный зал страны — Большой зал киноцентра «Октябрь». Но наш фестиваль дает ребятам возможность попасть в эпицентр концентрированного внимания публики — наших очень подкованных и насмотренных зрителей-синефилов, кинокритиков, продюсеров, индустриальных СМИ и самых разных партнеров проекта. Мы привлекаем внимание к молодым кинематографистам представителей из различных сфер. Фестиваль дает возможность для неожиданных знакомств и коллабораций. К молодым кинематографистам в какой-то степени относятся и наши эксперты — молодые кинокритики, начинающие киножурналисты, киноблогеры, выпускники киношкол. Им мы даем возможность поработать с уникальным материалом в залах кинотеатров, обсудить фильмы со зрителями, подискутировать. И для них, поверьте, это очень ценно!


Расскажите, как появилась идея добавить специальные блоки в программу фестиваля в этом году и как они будут представлены.

Идея выделить, обозначить на фестивале, помимо основной кинопрограммы, еще и тематические блоки — АРТ, ТЕАТР, МУЗЫКА и ТЕКСТ — вышла из самой сути проекта, из нашей миссии: «Исследование визуальной культуры через призму мирового кинематографа». Кино невозможно рассматривать в «чистом виде». Авторское кино — это всегда соединение всех видов искусств. Этим глобальным исследованием мы вместе с нашими партнерами-прокатчиками и экспертами занимаемся на протяжении восьми лет существования проекта. А фестиваль — итог и квинтэссенция нашей работы. Наконец, на третьем по счету смотре мы решили сфокусироваться и раскрыть все (или как минимум четыре главные) грани кино. Первым делом мы воплотили эту идею в новом визуале фестиваля — такой многогранник-сердце-запятая-драгоценный камень. Это визуальное решение, кажется, практически все говорит за нас.

В блоке АРТ мы впервые выводим на большие экраны кинотеатров работы молодых современных художников, занимающихся видеоартом и видеоперформансом. Помогают нам в этом наши большие друзья — Открытые студии Винзавода и петербургская галерея Anna Nova, наши партнеры The Blueprint, которые на фестивале представят короткометражную анимацию от современных художников.


В специальной программе АРТа «Дизайн» мы с журналом INTERIOR+DESIGN покажем и обсудим три фильма. Поговорим про влияние на современный дизайн русского авангарда после премьеры фильма «Кандинский» Маркуса Розенмюллера, про урбанистику и современную архитектуру — после просмотра документального фильма Никиты Кононова «Мануфактура культуры», про исторический костюм — после ретроспективного показа «Мадам Бовари» Клода Шаброля с блестящей Изабель Юппер.

Не обойдется и без настоящего показа мод! Перед стильным фильмом «Селин и Жюли совсем заврались» Жака Риветта 1974 года российские концептуальные ремесленные бренды одежды и аксессуаров Intro.Version и Onsitsa покажут свои коллекции, вдохновленные отчасти, конечно же, авторским кинематографом. Показ-перформанс будет срежиссирован и поставлен хореографом Катей Маллиндер.


В ТЕКСТЕ мы собрали экранизации литературных произведений разных лет и рассматриваем кино через призму большой, серьезной литературы. Или, например, выводим на первый план киносценарий оттепельного фильма Геннадия Шпаликова «Долгая счастливая жизнь» — а молодой театральный режиссер и актер Андрей Гордин создает вокруг него читку-перформанс.

В МУЗЫКЕ представляем не только фильмы о музыкантах, но и пригласили поучаствовать в нашей программе музыканта Дельфина. Это экспериментальный — и для автора, и для нас — формат: мы выводим музыкальные видеоклипы на большой экран, таким образом выделяя, обозначая видеоклип не просто как своеобразный короткий метр, а как отдельный кинематографический жанр. Мы протестировали этот формат в прошлом году с группой Shortparis — и музыканты, и модератор беседы куратор Алексей Масляев, и зрители, и мы — все остались очень довольны. Вот и в этом году мы ждем незабываемое завершение фестиваля!


В программе ТЕАТР мы тоже предлагаем зрителю не только традиционные видеоверсии спектаклей. Так, например, Борис Юхананов делает с Электротеатром Станиславский потрясающие вещи — он не просто записывает спектакли на видео, документирует их — он адаптирует свои спектакли под киноязык. И мы с нетерпением ждем его новую работу «Интегральное Исчисление». Олег Меньшиков и Театр Ермоловой покажут у нас документальный фильм о внутренней жизни театра «Сильва. Путь к премьере», рассказ о том, как создается спектакль — от и до. Константин Хабенский представит проект МХТ имени Чехова — целый калейдоскоп короткого метра, снятого студентами Школы-студии МХАТ. Фестиваль Дианы Вишневой Context приготовил премьеру видеоверсии танцевального спектакля «Явь». И, наконец, режиссер Юрий Муравицкий вообще решил вырваться из рамок экрана, сойти с него в зал и прямо в кинозале со студентами МШНК отыграть спектакль «Вакханки».


Какие ключевые фильмы или режиссеры, по вашему мнению, будут выделяться в программе? И какие фильмы вы бы рекомендовали к просмотру лично?

У каждого куратора есть свои любимые фильмы в программе. Не буду говорить за коллег — скажу за себя. Собирая программу, я неожиданно увидела, как наша афиша — вдруг! — сложилась, уложилась в определенный концепт, наметилась главная, как мне кажется, концептуальная линия фестиваля.

Судите сами: Ежик — из «Ежика в тумане» Юрия Норштейна, которым мы открываем фестиваль; Дельфин — закрывающий наш смотр; Панда — из фильма Гомеша «Гранд тур»; трогательный и несчастный Кит, который не может найти себе пару, потому что поет на «неправильной» чистоте, в рамках направления ЭКО, пчелы, птицы… И тут меня осенило: это же тема, заданная художником Бэнкси и его лондонской серией граффити, посвященной животным. И сразу же вспомнилась 75-я телевизионная премия «Эмми» с ее номинантами («Шершни», «Белый лотос», «Черная птица») и победителями («Медведь»). Получается, что мы, сами того не осознавая, интуитивно подхватили эту линию, эту красную нить, пока собирали фестиваль.

Что же мы видим в нашем авторском кино? Мы видим, как самым точным олицетворением внутреннего мира человека — такого хрупкого, такого уникального — становятся уязвимые представители флоры и фауны. Мира, который тоже нуждается в защите, который тоже нужно беречь. Это очень сильный, на мой взгляд, творческий жест режиссеров-авторов. Вот как раз про трогательное, нежное, бережное, милосердное отношение к себе в эти темные времена, к людям вокруг, к миру вокруг, к природе — про это все наши фильмы.


Поэтому я горячо рекомендую именно эти фильмы в нашей программе Фестиваля КАРО.Арт. Пересмотрите с нами «Ежика в тумане» и «Сказку сказок», посмотрите новый «Гранд тур» португальца Мигеля Гомеша на экране Большого зала, «Жар-Птицу» всегда неожиданного Романа Михайлова, «Самого одинокого кита», спродюсированного Леонардо Ди Каприо, «Пчеловода» Тео Ангелопулоса. Ну и, конечно, потанцуйте с нами под Дельфина!


Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит