Медиатор в современном музее: как рождается диалог зрителя и искусства

14 октября 2024 г.

Культурные институции все чаще обращаются к новым методам взаимодействия со зрителями, создавая пространство диалога с современным искусством. Один из таких подходов — это медиация, которая строится на современных теориях в области преподавания. Несмотря на общий тренд, медиация в чистом виде используется не везде: где-то можно встретить гибридный формат, а где-то только более привычный формат экскурсий. Мы поговорили с представителями разных площадок и спросили, как они видят роль коммуникатора.


По теме: Александра Гарт: «Художник года 2024» — о своем «мире после катастрофы»

Екатерина Воронович, Дом культуры «ГЭС-2»

Екатерина Воронович

Руководитель отдела медиации Дома культуры «ГЭС-2»

По образованию я историк философии. На первой паре по философии Просвещения мой преподаватель дал нам такое задание: «Убедите меня в том, что стол, который находится перед нами в аудитории, — это стол». Казалось бы, нет ничего проще, но это заняло у нас больше полутора часов, и оказалось, что это сложное задание, выполняя которое, мы учились ничего не принимать на веру, слушать и слышать аргументы друг друга. Такие споры на парах я любила больше всего — наверное, поэтому я и стала медиатором: в медиации меня больше всего интригует ее способность к трансформации самой себя и систем передачи знания.

Медиация помогает культурной институции постоянно обновляться и не замыкаться на самой себе, потому что ее важная функция — переопределение отношений между институцией и посетителями

Екатерина Воронович

Помимо опыта и профессиональной подготовки, важны личностные качества, специфика характера и темперамента — в первую очередь я говорю об эмпатии, открытости и интересе к людям. Этому невозможно научить человека, но это необходимо, чтобы каждый день общаться с посетителями и не выгореть. С другой стороны, безусловно, медиация — это профессия, которая предполагает наличие конкретных навыков и знаний: истории искусства, основ педагогики, владение инструментами фасилитации и многими другими. Особенно важным в работе медиатором является постоянное взаимное дообучение, готовность учиться не только у своих коллег, но и у участников туров. Этой осенью мы запустили «Открытый факультет медиации». Для нас важно провести «Открытый факультет» для того, чтобы спустя три интенсивных года работы поделиться опытом и знаниями с начинающими специалистами в этой области. Мы надеемся, что факультет будет желаемой профессиональной подготовкой для начинающих специалистов в сфере медиации.

Ксения Мартынова, ММОМА

Ксения Мартынова

Руководитель экскурсионного отдела ММОМА

У нас в штате только экскурсоводы, а с медиаторами мы работаем на волонтерских началах. Если для какого-то выставочного проекта мы принимаем решение работать с медиацией, то тогда за медиатором будет закреплен специалист из команды и несколько залов выставки. Мы хорошо понимаем, что качественная медиация подразумевает колоссальное количество знаний, чтобы поддерживать интересный диалог с посетителем, поэтому медиаторам-волонтерам предлагаем не всю выставку, а полноценные туры проводят штатные экскурсоводы. В подходе медиации разговор с посетителями может быть очень долгим, и это нормально — был такой опыт, когда когда 1 работу обсуждали 1 час. И у посетителя должно быть право выбрать то, что ему подходит больше, а перед экскурсоводом при этом стоит задача показать 12 залов.

Мы активно интересуемся темой изучения разных подходов в работе с аудиторией, наши экскурсоводы тоже придумывают разные форматы — есть стандартные экскурсии по расписанию, но еще мы пробуем экспериментировать. Например, для одного проекта мы использовали пуфы и называли процесс просмотра работ практиками замедления — ведущие вместе с группой смотрели порядка 5 работ за полтора часа и внимательно, через диалог, погружались в экспозицию. Еще одна экспериментальная история была связана с идеей сна — на выставке шестидесятников многие описывали сны и через физический опыт переосмысляли реальность, в этих залах наша ведущая предлагала зрителям лечь на подушки на полу, а сама читала отрывки из снов, которые отражали то, о чем говорили шестидесятники.

Для нас ключевая точка отсчета заключается в том, чтобы разговаривать с человеком на понятном ему языке

Ксения Мартынова

Внутри экскурсионного отдела есть команда, которая работает с детьми и подростками, также мы ведем инклюзивные программы. Когда мы говорим про ясный язык, то очень часто фокус внимания ведущего направлен на то, чтобы объяснять сложные термины и понятия. Иногда возникает профессиональное искажение — когда работаешь с большим количество людей, для которых это первый контакт с современным искусством; важно чувствовать, когда нужно уйти в глубокий разговор. Важно не забывать, что есть еще довольно значимая часть аудитории — постоянные посетители, люди, которые интересуются практически профессионально искусством, им не нужно объяснять азы. Особенно в экскурсиях по расписанию часто смешиваются аудитории. Приходят разные люди — те, кто много, путешествовал и видел разные музеи в Европе, Америке, знают современных российских художников, сами что-то коллекционируют, — и те, кто, например, приехал из другого города и первый раз пришел в музей современного искусства. В таких ситуациях важно найти подход одновременно к разной аудитории.

Данила Чернышов, Еврейский музей и центр толерантности

Данила Чернышов

Искусствовед, методист и экскурсовод Еврейского музея и центра толерантности

Разница между экскурсией и медиацией в первую очередь заключается в формате выстраивания отношений между участниками того или иного процесса. Экскурсия — это формат, где гид делится со слушателями своим знанием, располагая их тем самым к диалогу. Медиатор же является своего рода модератором дискуссии, в ходе которой высказывается каждый. В последнее время различные институции все чаще отдают предпочтение медиации, опирающейся на критические теории в области преподавания. Работая в формате экскурсии, ничто не мешает обращаться к критическим теориям и брать от них все самое лучшее. В любом случае гид или медиатор — это посредник между зрителем и выставкой, и его задача — выстроить между ними понимание. А для этого необходимо обладать набором самых разных инструментов.

Я представляю себе систему отношений между зрителем и объектом на выставке как игру в испорченный телефон. Между объектом и зрителем выстраивается ряд участников: художник, куратор, экскурсовод. При этом каждый из них пропускает через призму своей собственной интерпретации то сообщение, которое транслируется произведением. Взгляд каждого в этой цепи невероятно ценен, но именно голос экскурсовода чаще всего слышат посетители. Завершая эту цепочку, экскурсовод может дополнить и даже по-своему переосмыслить экспозицию. Поэтому на гиде лежит большая ответственность, его голосом экспозиция говорит со своей аудиторией. Нужно искренне любить искусство и зрителя. И, конечно, главным помощником для экскурсовода будет его любознательность и кругозор, который должен всегда расширяться, включая в себя самые разные аспекты культуры.

Я думаю, что главная цель экскурсии состоит в том, чтобы помочь зрителю увидеть, в каком многогранном и сложном мире мы живем. И вместе с этим экскурсия должна помочь сделать этот мир чуть более понятным

Данила Чернышов

Однажды мне довелось вести экскурсию для человека, предки которого жили в черте оседлости. Мы подошли к макету декораций спектакля «Колдунья‎», который был поставлен в ГОСЕТе в начале 1920-х годов, и я, как всегда, начал рассказывать об истории спектакля, его сюжете и о том, насколько он был популярен в свое время. По ходу моего рассказа я начал замечать, как постепенно меняется выражение лица моего слушателя. Он прервал меня и начал напевать песенку на идише. В словах этой песни мы разобрали эпизод спектакля. Оказалось, когда-то давно дедушка напевал песню из спектакля своему внуку. Этот внук, которому уже исполнилось 60 лет, стоял передо мной и благодаря моему рассказу вдруг понял, о чем тогда ему пел дедушка. Это был случай, когда на экскурсии зритель не просто переосмыслил то, что видит на выставке, он узнал что-то о себе и получил ответ на вопрос, который интересовал его на протяжении жизни.

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит