Художник Антон Конюхов — о своей выставке в PA Gallery, ограничениях и экспериментах
27 октября 2024 г.
До 24 ноября в PA Gallery можно увидеть новую выставку петербургского художника Антона Конюхова «Витрина». Художник исследует тему ограничений — внешних и внутренних, которые присутствуют в жизни современного общества. Используя свою авторскую технику живописи, в новых работах художник развивает идею отражения, в которой окружающие знакомые вещи из нашей бытовой действительности получают новое прочтение.
По теме: Гид по Казани от команды Центра современной культуры «Смена»
Центр экспозиции — огромная картина-витрина, покрытая некой пленкой, которая не дает пробиться взгляду зрителя и узнать, что скрывается под ее поверхностью. Специально для INTERIOR+DESIGN Антон Конюхов рассказал о картине как зеркальной ловушке для зрителя, визуальных метафорах и попытках запечатлеть текущий момент в искусстве.
У вас узнаваемая художественная техника. Расскажите о вашем методе: как к нему пришли и в чем видите уникальность своей практики, как находите баланс между формой и содержанием?
Идея лить на холст зеркальную краску возникла из нежелания выбирать и циклиться на отдельных темах, а минимальными выразительными средствами отображать всю глубину и полноту жизни. Не изображая ничего, отображать все, или, как говориться, less is more. И если традиционно картины изображают и фиксируют некий момент, то зеркальные работы в своей постоянной изменчивости находятся вне времени. Кроме того, сам зритель может стать непосредственным участником произведения, что смещает фокус с самой работы на человека и окружающее его пространство, таким образом, транслируя идею ценности проживания настоящего момента и жизни в целом.
Работы, изначально задуманные как концептуальные, в итоге, я полагаю, воспринимаются зрителем в большей степени визуально. Когда он попадает в зеркальную ловушку, ему сложно разглядеть заложенные в работе смыслы, и многие из них воспринимают мои картины как странные кривые зеркала. Однако это, вероятно, зависит от степени подготовленности смотрящего. Так что над балансом в соотношении формы и содержания, возможно, мне предстоит еще подумать.
Для вас имеет значение техническое качество реализации работ?
Простая и изящная идея лить зеркальную краску на холст обернулась настоящей проблемой и поиском ее решения сроком почти в два года. Оказалось, что зеркальной краски не существует, и мне пришлось ее изобретать, а точнее имитировать, поэтому для меня технические вопросы важнее эстетических. Занимаясь этим более семи лет, я продолжаю экспериментировать и пытаться решить технические моменты, которые кажутся мне не до конца выстроенными. Совершенству, как известно, нет предела.
В PA Gallery открылась выставка «Витрина», в которой вы исследуете тему ограничений. Что стоит за визуальными образами?
В нашей жизни становится все больше ограничений — это касается не только физического и информационного пространства, но и ментального. Прием отпечатывания подразумевает некую прямолинейность высказывания, поэтому для отпечатавания на зеркальной поверхности я выбрал узнаваемые предметы, которые буквально ограничивают людей в их повседневности: металлические сетки, завешенные полиэтиленом витрины, стекло так или иначе делят наш мир на дозволенное и недозволенное. Это прямые визуальные метафоры ограничений, которые существуют в современном обществе, — их мы и наблюдаем в бытовой реальности. В этих образах нашла отражение моя рефлексия о происходящем вокруг.
Работы, представленные на выставке, — часть большого долгосрочного проекта «Направленные действия». Когда и как он появился, что из себя представляет эта серия, как дальше планируете ее развивать?
«Направленные действия» — проект, которым я занимаюсь уже больше двух лет. Все мы сейчас переживаем в разной степени масштабности перемены, которые нам приходится принимать или не принимать. Эти изменения порой имеют деструктивный и разрушительный характер, который отражен в этой серии: «шрамируя», скалывая, отрывая и деформируя отражающую поверхность картин, я стараюсь добиться архаичной эстетики ремонтных работ. Чем вся эта реконструкция нашей действительности закончится — покажет время, я лишь пытаюсь в абстрактной форме отобразить текущий момент перехода из одной реальности в другую.
На выставке «Витрина» представлены скульптуры — это первый опыт работы с трехмерной формой?
Учитывая мое образование художника-керамиста (Антон Конюхов окончил Академию Штиглица в Санкт-Петербурге. — Прим. ред.), как это ни странно, но да, это мои первые объекты за последние 10-15 лет. На данном этапе мне показалось странным раскрывать свою тему исключительно в плоскости картин, следующую выставку я планирую сделать еще более разнообразной с точки зрения форматов искусства.
Про ваши работы часто говорят, что они балансируют между живописью и объектами. Где, на ваш взгляд, проходит эта граница и есть ли необходимость ее проводить?
Изначально я задумывал свои произведения именно как картины. Для меня всегда были очень важны традиционные составляющие этого медиа: модульный подрамник, холст, свободно льющаяся краска. При этом мне интересно создавать в рамках произведения некий диалог между традиционными и нетрадиционными составляющими общепризнанного понимания картины. Если рассуждать с этой позиции — экспонирование картины как объекта, когда у зрителя есть возможностью осмотреть работу со всех сторон, — имеет смысл. Заниматься какой-либо классификацией искусства мне неинтересно. Возможно, это нужно и важно искусствоведам, но я не принадлежу к их числу.
А где, на ваш взгляд, проходит граница между искусством и предметным дизайном? Как вам кажется, в каких взаимоотношениях сегодня находятся сферы искусства и дизайна?
Мои работы часто ошибочно воспринимают как интерьерные, вероятно, потому что они довольно универсальны для интеграции в любой интерьер. Но вообще нужно признать, что картина как форма искусства сегодня больше не ассоциируется с территорией радикальных высказываний, особенно если художник создает произведение небольшого формата. Сегодня, как никогда, размер имеет значение и складывается ощущение, что если ты не делаешь работы размером от двух метров, то ты создаешь салонные вещи, пригодные только для оформления пространств. Для меня классификации на самом деле не важны: и искусство, и дизайн могут быть прекрасными и вдохновляющими, а могут и не быть. Важно лишь качество самих работ и мастерства исполнителя.