Медиаискусство: что это, каким бывает и где его смотреть в России
8 ноября 2024 г.
Какими могут быть подходы и методы развития современных художников в направлении медиаискусства? На примере крупнейших российских digital-артистов размышляет Ирина Герасимова, INTERIOR+DESIGNМедиаискусство — достаточно широкий термин, который означает искусство, в той или иной степени связанное с технологиями. Одним из первых в философии и теории культуры о проблематике сближения искусства с новыми технологиями начал говорить Вальтер Беньямин. Каноническим с этой точки зрения считается текст «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости». Главное, что в нем утверждает Беньямин, — то, что искусство, созданное с помощью технологий, лишается «особой ауры». Здесь интересно поразмышлять о том, что имеется ввиду под «особой аурой», так как текст написан в 1936 году, когда Карл Юнг уже работал над теорией коллективного бессознательного, находя подтверждение своей теории в древних в мифах и ритуалах, а мир стоял на пороге одной из главных гуманистических катастроф.
По теме: Медиатор в современном музее: как рождается диалог зрителя и искусства
Культура художественных практик строится на убеждении, что искусство — это люди. Собственно, из размышлений на эту тему и выросла большая часть теории медиаискусства. И все же технологическая составляющая — один из самых важных вопросов, стоящих сегодня перед современным искусством. INTERIOR+DESIGN попробовал проследить, какими могут быть подходы и методы в медиаискусстве, обратившись к творчеству российских художников.
Аристарх Чернышев
Аристарх Чернышев — один из пионеров медиаискусства в России, в его работах легко проследить несколько лейтмотивов, и все они так или иначе связаны с размышлениями об устройстве современного общества. Чаще всего автор говорит о проблемах перепотребления, унификации природы человека в современном мире и поднимает вопрос чувственного опыта или его отсутствия в контексте тотальной цифровизации жизни.
По теме: Аристарх Чернышев: масштабный проект медиахудожника в BoscoVesna
Недавно в BoscoVesna открылся новый проект Аристарха Чернышева под названием «Техноорганика». Экспозиция занимает пространство торгового центра — фасад, атриум и несколько точечных зон на этажах. Для выставки художник сделал надувные скульптуры и лайтбоксы под общим названием серии Abstract Engineering («Абстрактная инженерия»), а также проекты с использованием AR-технологий — «Ген росянки» и «МетаПотребитель».
В искусстве Аристарха Чернышева общее ощущение падения в бездну в связи с засильем технологий сосуществует с иронией и игрой, поэтому большинство его объектов считываются по-разному в зависимости от контекста. В данном случае экспонирование в пространстве BoscoVesna — безусловный плюс. Во-первых, потому что посетители торгового центра, практически не прилагая усилий, могут познакомиться с азбукой российского медиаискусства. Ну а во-вторых, лишенные сакральности музейного окружения работы Аристарха Чернышева выглядят неожиданно органично (особенно учитывая его магистральные темы).
BoscoVesna. До 15 февраля 2025
AES+F
Коллектив AES+F работает с разными жанрами — от скульптуры до фотографии, видео и инсталляций. Чаще всего их проекты интерпретируют вечные архетипы и сюжеты в контексте современности, а материал и форма усиливают и расширяют вариативность прочтений. Например, социальная зарисовка, как в проекте Mare Mediterraneum, может быть реализована в жанре фарфоровой статуэтки.
Или, например, одним из знаковых проектов AES+F считается видеоинсталляция «Священная аллегория» — переосмысление картины Джованни Беллини, где место действия перенесено в зал аэропорта, а античные герои превращены в персонажей массмедиа, что вместе интерпретируется авторами как образ чистилища и составляет трилогию с другими работами, «Последнее восстание» — ад, а «Пир Трималхиона» — рай. Видеоработа «Священная аллегория» получила Премию Кандинского как «Проект года» и была названа лучшим медиаобъектом Премией Курехина в 2012 году.
В октябре в петербургском пространстве «Третье место» открылась выставка «Скрытое», на которой была представлена инсталляция AES+F Suspects, суть которой опять же обращена к социальным стереотипам — работа включает 14 портретов девочек-подростков: половина из них — убийцы, а другая половина — ученицы элитной школы. Как показывает выставочная история, определить, кто есть кто, по внешности практически невозможно.
«Третье место». До 8 декабря 2024
404 zero
Команда 404 zero, Кристина Карпышева и Александр Лециус, называют себя A/V-архитекторами, а их метод работы строится на использовании генеративной графики, математическом подходе и программировании. Если развивать тему art& science, то в отношении 404 zero это будет интерпретация sound& science — команда уделяет большое внимание звуку, который необходим для того, чтобы световые инсталляции воспринимались как многомерное пространство.
Один из самых известных проектов 404 zero — инсталляция «Прибытие» (Arrival), которая была представлена в 2021 году на петербургской площадке «Севкабель Порт», а за год до этого ее впервые показали в Бруклине. Проекты 404 zero выглядят достаточно кинематографично, и их вполне можно было бы представить как часть художественного решения в футуристичных фильмах таких режиссеров как, например, Дени Вильнев.
Sila sveta
Студия продакшна Sila sveta занимается концептуальным световым и мультимедийным дизайном самых разных пространств — от фестивалей современного искусства до презентации автомобилей. В портфолио команды есть проект с Билли Айлиш, когда для онлайн-концерта певицы в 2019 году был создан целый мир с пауками, акулами и несколькими арт-объектами.
В 2024 году на фестивале Intervals в Нижнем Новгороде Sila sveta представили проект «Свет в истории» в пространстве Красных казарм. Кроме того, что Sila sveta создает световые инсталляции, в интерпретации медиаискусства этой командой мы, по сути, встречаемся со световым ландшафтным дизайном, где пространство понимается достаточно широко — в качестве окружающей среды в целом.
Проект, основанный в 2008 году Александром Усом и Алексеем Розовым, вырос из мэппинга — одного из самых популярных и одновременно незамысловатых форматов, когда изображение проецируется на любые объекты в пространстве. Сейчас Sila Sveta в партнерстве с МТС Live работает над проектом «Музея Света», который планируется как иммерсивное экспозиционное пространство.
Radugadesign
Команда Radugadesign работает с дизайнерами, художниками и программистами и новые идеи черпает на пересечении этих сфер. Одной из главных задач Radugadesign считают «создание нового эмоционального переживания». Их проекты часто характеризует идея романтизации человека и кодинга, чувств и технологий. Например, для площадки Luminar команда сделала проект с мультимедийной медитацией ELEMENTS — зрителям предлагается воспринимать ее как практику погружения в пять стихий: земли, огня, воды, воздуха и эфира. А на фестивале Signal 2024 проект «Орбита» символизировал объединение людей через музыку и свет.
Культура рейв-вечеринок — тоже важная часть ДНК Radugadesign. В том же фестивале Signal команда принимает участие третий год подряд, где их первая же идея — инсталляция Portal #00FF00 — стала одной из лучших в индустрии, так как технологическая составляющая проекта ювелирно учитывала природные явления, предлагаемые местом: световая инсталляция располагалась на мосту, натянутом над заболоченной водой, и работала ночью. К слову, с локацией арт-парка Никола-Ленивец, на территории которой проходит фестиваль Signal, основатель Radugadesign Иван Нефедкин и партнер Михаил Кабатов знакомы давно — свой первый проект они здесь сделали в 2014 году для фестиваля «Ночь новых медиа».
Студия не ограничивается арт-проектами и работает с разными индустриями, включая спорт и автомобильную сферу, а также команда второй год подряд работает над шоу МТС Платформа, где отвечает за дизайн-концепцию, сценографию, мультимедийное шоу и CG.
Александр Лемиш
Исследование темы мультимедиа Александром Лемишем началось во время его учебы в институте «База». Тогда поиск новых инструментов дал ему не только новый медиум, но и сформировал общий вектор — интерес к интернет-культуре вырос в хоррор-нарратив по этому поводу. Иногда его работы могут быть сделаны с использованием видео, а иногда это может быть живопись, но она тоже будет говорить о феномене онлайн-миров и их связи с реальностью. По сути, это достаточно абстрактные сюжеты и картины, идея которых строится на понятии двоемирия диджитала и офлайна.
Сейчас Александра Лемиша представляет московская галерея Fābula. В числе персональных проектов — PLEMENNOE в «ИП Виноградов» в 2020 году и 4REAL* в Музее Вадима Сидура в 2023 году.