«Новое общество художников»: история трех авторов выставки в Музее русского импрессионизма

30 октября 2024 г.

Как поддерживать начинающих и молодых художников? У каждой эпохи есть свои ответы. Так, в XX веке коммерческие выставки и ярмарки играли не меньшую роль в продвижении искусства, чем сегодня. Рассказываем подробнее на примере творческого объединения Нового общества художников

Большие смотры искусства всегда были способом не только рассказать о главных достижениях настоящего, но и обеспечить коммерческую поддержку авторам — вопрос финансирования творчества, особенно нового и экспериментального, всегда стоял достаточно остро. Ярким примером такой инициативы можно считать Новое общество художников, существовавшее с 1903 по 1917 годы. Именно ему посвящена новая выставка Музея русского импрессионизма. Демократические принципы объединения позволяли выставляться самым разным мастерам: в одном зале могли соседствовать работы академиков, символистов и даже авангардистов. За 14 лет деятельности петербургского объединения в его выставках приняли участие более 200 авторов, которых объединяли эстетические воззрения и стремление к самосовершенствованию.


По теме: «Новое общество художников»: выставка в Музее русского импрессионизма

Тем не менее как молодых, так и признанных мастеров привлекала и возможность продемонстрировать свои работы потенциальным покупателям: НОХ поддерживал художников в том числе и материально. Произведения из экспозиций творческого объединения приобретали не только в частные коллекции, их активно закупали государственные музеи — например, Третьяковская галерея и Музей Александра III, сегодня — Государственный Русский музей.

Александр Штурман. Этюд. 1910-е. Пензенская областная картинная галерея им. К. А. Савицкого

Александр Савинов

Саратовский художник Александр Савинов еще в студенческие годы активно экспонировал свои работы на выставках Нового общества художников. Вероятно, не последнюю роль в этом сыграл Дмитрий Кардовский — преподаватель молодого мастера в Высшем художественном училище, а вместе с тем и основатель объединения.

Вступление в НОХ стало поворотным моментом для саратовского живописца и «началом своего производственного стажа», как отмечал он позже в автобиографии. Так Александр Савинов заработал и первые отзывы от критиков — его работы упоминал в обзорах экспозиций журнал «Золотое Руно».

На средства, полученные от продажи картин с третьей выставки НОХ, Савинов совершил первую поездку за границу, которая определила его дальнейший стиль живописи и творческие интересы. Он учился в Париже в студии Коларосси, посетил Лондон. Во Франции и Англии художник познакомился с творческим наследием старых мастеров, увидел современную французскую живопись. Именно первые продажи произведений на выставках Нового общества художников помогли живописцу в дальнейшем обучении, совершенствовании собственных навыков и поисках творческого пути.

Александр Савинов. Сумерки. 1906. Саратовский художественный музей им. А. Н. Радищева

Павел Наумов

Сегодня имя символиста Павла Наумова практически неизвестно широкой публике, однако в первой половине XX века художник имел большую популярность среди коллекционеров «нового» искусства. Живописец принимал активное участие в культурной жизни города: его работы можно было встретить на выставках «Союза русских художников», «Мира искусства», «Золотого руна», «Союза молодежи» и других объединений.

Не обошел стороной Наумов и Новое общество художников: выполненные в модернистской манере работы живописца имели значительный коммерческий успех. Сергей Кондаков в отзыве на десятую выставку НОХ в журнале «Столица и усадьба» писал: «Из «модернистов» обращает на себя внимание Наумов. Расплывчато-гобеленовая манера и скрытый символизм создали ему ценителей: все его работы проданы». Успех налицо.

Павел Наумов. Фантазия на мифологическую тему. 1906. Собрание Романа Бабичева, Москва

Борис Кустодиев

Бориса Кустодиева по праву можно назвать одним из самых коммерчески успешных живописцев Нового общества художников. Объединение приняло в свои ряды еще молодого мастера во время поездки, которой он был награжден за конкурсную академическую работу «Базар в деревне».

Борис Кустодиев участвовал в выставках НОХ начиная с самого первого выпуска: портреты, представленные им на первой экспозиции Нового общества художников, удостоились самых благосклонных откликов в печати. Живописец часто демонстрировал и жанровые картины — работы на тему крестьянской жизни, деревенские сцены, к тому времени уже ставшие визитной карточкой художника. Эти произведения не только часто получали положительные отзывы, но и активно приобретались коллекционерами.

Борис Кустодиев. Бабы. 1902–1903. Кыргызский национальный музей изобразительных искусств им. Гапара Айтиева

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит