«Новое общество художников»: история трех авторов выставки в Музее русского импрессионизма
30 октября 2024 г.
Как поддерживать начинающих и молодых художников? У каждой эпохи есть свои ответы. Так, в XX веке коммерческие выставки и ярмарки играли не меньшую роль в продвижении искусства, чем сегодня. Рассказываем подробнее на примере творческого объединения Нового общества художниковБольшие смотры искусства всегда были способом не только рассказать о главных достижениях настоящего, но и обеспечить коммерческую поддержку авторам — вопрос финансирования творчества, особенно нового и экспериментального, всегда стоял достаточно остро. Ярким примером такой инициативы можно считать Новое общество художников, существовавшее с 1903 по 1917 годы. Именно ему посвящена новая выставка Музея русского импрессионизма. Демократические принципы объединения позволяли выставляться самым разным мастерам: в одном зале могли соседствовать работы академиков, символистов и даже авангардистов. За 14 лет деятельности петербургского объединения в его выставках приняли участие более 200 авторов, которых объединяли эстетические воззрения и стремление к самосовершенствованию.
По теме: «Новое общество художников»: выставка в Музее русского импрессионизма
Тем не менее как молодых, так и признанных мастеров привлекала и возможность продемонстрировать свои работы потенциальным покупателям: НОХ поддерживал художников в том числе и материально. Произведения из экспозиций творческого объединения приобретали не только в частные коллекции, их активно закупали государственные музеи — например, Третьяковская галерея и Музей Александра III, сегодня — Государственный Русский музей.
Александр Савинов
Саратовский художник Александр Савинов еще в студенческие годы активно экспонировал свои работы на выставках Нового общества художников. Вероятно, не последнюю роль в этом сыграл Дмитрий Кардовский — преподаватель молодого мастера в Высшем художественном училище, а вместе с тем и основатель объединения.
Вступление в НОХ стало поворотным моментом для саратовского живописца и «началом своего производственного стажа», как отмечал он позже в автобиографии. Так Александр Савинов заработал и первые отзывы от критиков — его работы упоминал в обзорах экспозиций журнал «Золотое Руно».
На средства, полученные от продажи картин с третьей выставки НОХ, Савинов совершил первую поездку за границу, которая определила его дальнейший стиль живописи и творческие интересы. Он учился в Париже в студии Коларосси, посетил Лондон. Во Франции и Англии художник познакомился с творческим наследием старых мастеров, увидел современную французскую живопись. Именно первые продажи произведений на выставках Нового общества художников помогли живописцу в дальнейшем обучении, совершенствовании собственных навыков и поисках творческого пути.
Павел Наумов
Сегодня имя символиста Павла Наумова практически неизвестно широкой публике, однако в первой половине XX века художник имел большую популярность среди коллекционеров «нового» искусства. Живописец принимал активное участие в культурной жизни города: его работы можно было встретить на выставках «Союза русских художников», «Мира искусства», «Золотого руна», «Союза молодежи» и других объединений.
Не обошел стороной Наумов и Новое общество художников: выполненные в модернистской манере работы живописца имели значительный коммерческий успех. Сергей Кондаков в отзыве на десятую выставку НОХ в журнале «Столица и усадьба» писал: «Из «модернистов» обращает на себя внимание Наумов. Расплывчато-гобеленовая манера и скрытый символизм создали ему ценителей: все его работы проданы». Успех налицо.
Борис Кустодиев
Бориса Кустодиева по праву можно назвать одним из самых коммерчески успешных живописцев Нового общества художников. Объединение приняло в свои ряды еще молодого мастера во время поездки, которой он был награжден за конкурсную академическую работу «Базар в деревне».
Борис Кустодиев участвовал в выставках НОХ начиная с самого первого выпуска: портреты, представленные им на первой экспозиции Нового общества художников, удостоились самых благосклонных откликов в печати. Живописец часто демонстрировал и жанровые картины — работы на тему крестьянской жизни, деревенские сцены, к тому времени уже ставшие визитной карточкой художника. Эти произведения не только часто получали положительные отзывы, но и активно приобретались коллекционерами.