6 архитектурных фотографов: как живут города в объективе мастеров
6 ноября 2024 г.
Архитектурные и городские фотографы, каждый из которых демонстрирует не только любовь к форме и пространству, но и личное исследование локаций, ландшафтов и жизниАлексей Народицкий
В кадр архитектурного фотографа Алексея Народицкого попадают знаковые архитектурные объекты — Дом Наркомфина, Северный речной вокзал, Гиперкуб Сколково, Музей «Гараж» и многие другие. В списке площадок с выставками, где были представлены работы Алексея, значатся Музей архитектуры, АРХ Москва, Архитектурная биеннале в Москве, Музей Москвы, ГЦСИ в Нижнем Новгороде и международные проекты, включая Венецианскую архитектурную биеннале. В снимках Алексея подчеркивается дистанция между зрителем и объектом в кадре, что в свою очередь создает обратный эффект — необъятный в обычной жизни объект становится доступным для того, кто смотрит на него через объектив Народицкого.
По теме: Дмитрий Марков: честный гуманизм фотографа-документалиста
Рустам Шагиморданов
Один из любимых фотографов главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, для которого Рустам регулярно делает съемки. В числе первых проектов Рустама — арт-парк Никола-Ленивец, фотографировать который он начал по любви примерно 8 лет назад. За это время его портфолио пополнилось такими брендами, как Яндекс, Forma, MR Group, Stone, Sila Sveta, Dreamlaser, Signal, Arma, Outline. Рустам много путешествует и часто снимает на телефон, показывая на личном примере, что, чтобы быть фотографом, достаточно иметь минимум инструментов. В 2020 году он победил в конкурсе Apple «Night Mode Challenge», и его снимки размещались на билбордах по всему миру. Помимо мобильной фотографии, любит снимать на пленку. Узнаваемый стиль Рустама — геометричные линии, футуристичная обработка и холодный свет. В среде его еще называют Tomrus — по названию его блога.
Александр Гронский
Город со своей непридуманной, а самой настоящей, порой нелепой и ироничной, иногда грустной и драматичной жизнью — главный герой съемок Александра Гронского. Он начал заниматься фотожурналистикой в 18 лет, и хотя жанр городского репортажа все еще описывает его подход, но лишь отчасти. Работы Александра относятся к современному искусству, его визуальный язык — разговор о нашем времени. Снимает панельные дома, жизнь окраин, трассы, пустыри. То есть здесь важнее то, чем живет среда, а не архитектура как таковая. Персональные выставки Александра проходили в Нью-Йорке, Париже, Боготе, Амстердаме и, разумеется, Москве. Работы находятся в коллекциях Statoil, Foam Museum, Aperture Foundation и Maison Européenne de la Photographie.
Юрий Пальмин
Отучившись на лингвиста и окончив МГУ в 1986 году, Юрий Пальмин выбрал для себя фотографию в 1989 году и занимается ею уже более 30 лет. Читал лекции об архитектурной фотографии в институте «Стрелка», вел курс в Британской школе дизайна, преподает в МАРШ. Его идея отношения к архитектурной фотографии строится на том, что можно понимать как «смерть автора» в философии — снимаемый объект таков, какой он есть, вне зависимости от того, кто его снимает, поэтому задача архитектурной фотографии интерпретируется как создание физического носителя для увиденного. Работы Юрия есть в коллекции Музея архитектуры, Пушкинского музея, Мультимедиа Арт Музея и в частных собраниях.
Сергей Борисов
В числе героев, которых снимал Сергей Борисов, — Джон Кейдж, Жак Деррида, Федерико Феллини, Роберт Де Ниро. В годы перестройки Сергей Борисов фиксировал жизнь культурной богемы, что отчасти поспособствовало тому, что на Западе в те же годы стали узнавать о советском художественном андеграунде. Он снимал людей как на улицах, так и в достаточно закрытой среде, а через их жизнь показывал город — Москву и Петербург. Около 100 персональных и групповых выставок, публикации в крупнейших мировых изданиях Le Monde, Photo, Vogue, Interview, Spin, Face, собственная студия «Студия 50А» в советское время и множество других достижений — исключительный пример успеха фотографа своего времени. Если вы искали и рассматривали фотографии Жанны Агузарой, Анатолия Зверева или Виктора Цоя, то, скорее всего, среди этих снимков вы видели работы Сергея Борисова.
Михаил Розанов
Если вы хотите познакомиться с брутализмом в архитектурной фотографии, то посмотрите снимки Михаила Розанова. Кроме того, он сторонник выверенных линий и где-то даже академической строгости. По духу подход Михаила чем-то напоминает фильм Фрица Ланга «Метрополис», только с поправкой на то, что, в отличие от фильма, у фотографий более нейтральная интонация — без темы про антиутопию, хотя город в его объективе все же большой, но скорее безлюдный. Важный проект — персональная выставка 2023 года под названием «Сталь. Стекло. Бетон», которая проходила на нескольких площадках: в Музее Архитектуры в Москве, в культурном центре «Левашовский хлебозавод» в Санкт-Петербурге и в Северо-Кавказском филиале Пушкинского музея во Владикавказе. В октябре 2024 года завершился совместный проект «Город сказка» Московского музея современного искусства с Фондом Ruarts, экспозиция которого включала работы двух фотографов — Сергея Борисова и Михаила Розанова.