Art Basel Paris 2024: итоги ярмарки современного искусства в Париже

5 ноября 2024 г.

В Париже с 18 по 22 октября прошла ярмарка современного искусства Art Basel Paris — историк искусства Марина Ширская делится своими впечатлениями от увиденного

Мир вокруг нас неуклонно трансформируется, и наблюдать за этими переменами — захватывающее занятие, полное драматизма и неожиданностей, которые, однако, при внимательном аналитическом взгляде вполне предсказуемы. Сегодня эксперты с большим интересом следят за тем, как изменяется вес парижского арт-рынка в сравнении с некогда более могущественным Лондоном, Базелем и другими европейскими культурными центрами. И как конъюнктура французских коллекционеров и тех ценители высокого искусства и дизайна, которые предпочитают Париж в качестве площадки для пополнения своих коллекций, отражается на предложении галерей и дилеров.


По теме: Design Miami Paris 2024: большой обзор ярмарки коллекционного дизайна

Art Basel Paris 2024 фото

Париж в гонке за лидерство

Для многих участников рынка новые таможенные правила и изменяющаяся схема налогообложения Великобритании и несравнимые преимущества Парижа перед небольшим Базелем делают столицу Франции более привлекательной площадкой для покупок, хотя она по-прежнему остается лишь четвертым рынком современного искусства после США, Китая и Великобритании.

Art Basel Paris 2024 фото

Первые два года начиная с 2022 ярмарка современного искусства Art Basel проходила в Париже под названием Paris+ par Art Basel во временном павильоне Grand Palais Ephemere, расположенном у подножья Эйфелевой башни. В этом году, сменив площадку на Grand Palais и имя на Art Basel Paris, она привлекла более 65 000 посетителей, собрав 195 галерей, что на 27% больше, чем на Paris+.

Здание Grand Palais, построенное ко Всемирной выставке 1900 года, чей знаменитый стеклянный купол стал одним из символов Парижа, пережило масштабную реставрацию в преддверии Олимпийских игр 2024, в ходе которой постройку обновили и адаптировали к современным выставочным требованиям.

Art Basel Paris 2024 фото

Триумфальное открытие, однако, не обошлось без мелких неурядиц. Так, нелегко пришлось галереям, расположившимся на втором ярусе огромного зала, под самым куполом: тепло осеннего солнца поднимало температуру на их стендах до почти непереносимой. А в результате сильного ливня в вечер открытия ярмарки для широкой публики огромный стеклянный купол Grand Palais дал течь. Что, впрочем, не повлекло за собой серьезных повреждений произведений искусства. Организаторы быстро приняли меры, и ярмарка продолжила работу без значительных перебоев.

Art Basel Paris 2024 фото

Галереи и их хайлайтсы

Сегодня, по прошествии некоторого времени после завершения ярмарки, уже можно судить о ее результатах. Безусловно, по сравнению с ярмаркой FIAC, на смену которой пришел Art Basel Paris, ситуация значительно улучшилась. К концу своего существования FIAC вызывала большие нарекания со стороны галеристов, которые жаловались, что она привлекает недостаточно международных коллекционеров и институций.

Art Basel Paris 2024 фото

Прошедшая Art Basel Paris вернула городу достойное место в центре мирового современного искусства и, помимо впечатляющей посещаемости и количества важных коллекционеров, продемонстрировала обширный выбор произведений искусства — от исторических шедевров до современных арт-объектов. Согласно отчетам, ярмарку посетили ведущие меценаты и частные коллекционеры из Франции, Европы, Америки и Азии. Кроме того, здесь отметились представители более 220 престижных музеев и фондов со всего мира, среди которых Фонд Бейелера, Базель; Музей Гуггенхайма в Абу-Даби; MAM, Музей современного искусства Сан-Паулу; Музей M+, Гонконг; галерея Serpentine, Лондон; музей Stedelijk, Амстердам; галерея Тейт, Лондон; Музей Метрополитен, Нью-Йорк, и многие другие.

Если сравнить цены, которые показывала последняя FIAC, и принять во внимание различные экономические, политические и геополитические обстоятельства, с которыми столкнулся международный рынок искусства, уже более года демонстрирующий устойчивый спад, с точки зрения продаж Art Basel Paris тоже была на высоте.

Hauser & Wirth продавал работу Казимира Малевича «Супрематизм, 18-я конструкция» более чем за $33 млн, а также работы Жоржа Кондо за $3,2 млн и La Forêt Enchantée (Up and Up!) Луизы Буржуа за $2 млн. Галерея David Zwirner объявила об 11 подтвержденных продажах к концу первого дня. Итальянский дилер Tornabuoni сообщил, что продал монументальную карту Алигьеро Боэтти «Марра» с национальными флагами стран мира венецианскому культурному фонду Casa Sanlorenzo за нераскрытую восьмизначную сумму. Галерея White Cube, помимо прочего, рассталась с работой Жули Мирету Insile за $9,5 млн и Йозефа Альберса Homage to the Square: Terraced за €570 000. А галерея Lisson завершила день предпросмотра продажей трех работ Ольги де Амарал, чья грандиозная выставка только что открылась в Fondation Cartie. Ее Viento Oro ушла за $800 000 в частную коллекцию в США, а Nudo 23 и Lienzo 29 — соответственно за $400 000 и $350 000. Арт-дилеры Almine Rech назвали среди проданных работу Пабло Пикассо за сумму более $600 000. А Pace Gallery объявила о приобретении скульптуры Луис Невильсон за $750 000.

В попытке удовлетворить спрос различных слоев коллекционеров и привлечь новых организаторы ярмарки разделили ее на секции, позволившие насытить ее работами известных художников прошлого века, мегазвезд современного искусства и начинающих авторов, диапазон цен на которые варьировался от десятков миллионов до нескольких тысяч евро. Так, галерея Bombon из Барселоны представила работы пионера андеграундных комиксов Насарио Луке Веры времен диктатуры Франко за 2700 евро.

Культурная программа

Париж не был бы Парижем, если бы не сопроводил Art Basel Paris целым сонмом великолепных выставок, которые подогрели спрос на работы целых направлений или художников, представленных на ярмарке. Из самых актуальных упомянем выставку Surrealism в Центре Помпиду, объединившую картины, рисунки, фильмы, фотографии и документы таких художников, как Сальвадор Дали, Рене Магритт, Джорджо де Кирико, Макс Эрнст и Жоан Миро. И выставку Arte Povera в Bourse de Commerce, проливающую свет на поэтику, историю зарождения и международное влияние этого движения посредством работ тринадцати главных героев, среди которых Джованни Ансельмо, Алигьеро Боэтти, Янниса Кунеллис, Джузеппе Пеноне и Микеланджело Пистолетто.

Инсталляция L’Addition от эпатирующего арт-мир дуэта Elmgreen & Dragset открылась прямо перед началом ярмарки в Музее Орсе. Установив свои новые фигуративные скульптуры в прямом диалоге с историческими работами музейной коллекции, художники бросили вызов способам демонстрации произведений искусства. Еще одна эпохальная выставка Pop Forever, Tom Wesselmann &… в Fondation Louis Vuitton контекстуализирует работы Тома Вессельмана — одного из ведущих деятелей течения поп-арт — в рамках истории искусств и предлагает захватывающую перспективу этого направления, протянувшуюся из прошлого к настоящему. А Fondation Cartier привез в Париж коллекцию гигантских гобеленов и текстильных скульптур пионера файбер-атра, колумбийки Ольги де Амарал.

Подводя итоги ярмарки, следует отметить, что современные коллекционеры в подавляющем большинстве ищут не просто выдающееся искусство, а стремятся получить опыт и впечатления, которые объединяют историю, культуру и роскошь. Париж в этом плане предлагает безграничные возможности: его музеи, выставки, архитектура прекрасно сочетаются с роскошными магазинами, изысканными винами и всемирно известной гастрономией. Такое уникальное переплетение искусства и образа жизни безусловно делает Париж местом притяжения коллекционеров и любителей искусства.

Art Basel Paris 2024 фото

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит