«Смотрю в человека»: инклюзивная выставка в Академии художеств

13 ноября 2024 г.

Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина представляет выставку «Смотрю в человека», реализованную при поддержке благотворительного фонда «Антон тут рядом». Экспозиция стала итогом работы педагогической лаборатории из 23 человек, которая была создана для взаимодействия с художниками, обладающими разными типами творческого мышления.


По теме: Выставки в Петербурге: осенний арт-дайджест

На протяжении шести месяцев студенты и выпускники Академии работали над арт-проектами в соавторстве со студентами благотворительного фонда, вели дневники, в которых записывали свои впечатления от занятий в мастерской и коммуникации друг с другом. Эти записи также стали частью выставки.

Участники не только обменивались профессиональными умениями и идеями, но и личными интересами, от увлечения телешоу и ирландскими сказками до воспоминаний о детстве в Чикаго. Диапазон жанров также весьма широк: от живописи и графики до скульптуры и декоративных объектов. Помимо совместных произведений, в экспозиции представлены собственные работы студентов Академии, основанные на личных впечатлениях от занятий со студентами фонда и особенностях восприятия мира людей с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Вера Латышева. «Смотрю в человека». 2024. Фото: Сергей Поляков-Готлиб

О проекте рассказывает куратор выставки Юлия Яцук: «Идея выставки родилась на занятиях в фонде «Антон тут рядом». Мы с коллегой заметили в них то, чего не видели до этого: смелость руки, яркие индивидуальные образы в портретах. Импульс в создании работ. Рисование чего-то очень живого. Мы не пропускали ни одного занятия, потому что работы студентов давали нам мощный заряд для своей творческой работы. После этого родилась идея создать нечто более сложное. Организовать общую творческую группу художников Академии и художников фонда. Когда заработала мастерская, с течением времени многие нашли себе пару по мировоззрению, а для кого-то мастерская была возможностью более подробно углубиться в свой индивидуальный проект. Наша выставка стала диалогом между людьми. Мы хотели показать, на что мы способны, когда работаем вместе рука об руку».

У входа на выставку встречает скульптура Веры Латышевой и выразительный центральный стенд с росписью Максима Слесарева. Это был обыкновенный академический щит, переданный факультетом графики на выставку, но после обшивки пенопластом и творческой интервенции он заиграл новыми красками. Концептуально пространство делится на две части. Первый зал задуман как своего рода «Пролог» — сонастройка, в которой зритель адаптируется к теме. Он концентрирует свое внимание на восприятие довольно необычных работ, созданных спонтанным, интуитивным методом.

Юлия Яцук за работой со студентом Фонда. Фото: Фонд "Антон тут рядом" и Светлана Троицкая

Диана Смитал и Алина Моисеева. «Бека». 2024

Во втором зале воссоздана домашняя обстановка уютной квартиры, где человек, уже освоившись, приходит в теплый интерьер, где накрыт стол, играет телевизионная программа из 1990-х годов. Стены покрыты винтажными обоями и повсюду стоит советская мебель. Здесь представлены скульптуры, графика и живопись в знакомой бытовой среде, что способствует более тесному погружению в чувственный опыт людей с расстройством аутистического спектра.

О проектировании выставки рассказывает музейный проектировщик Георгий Буторин: «К моменту начала лаборатории у меня уже был реальный опыт работы над выставочными пространствами. Четырехдневный монтаж выставки «Смотрю в человека» шел в привычном режиме: было множество моментов, которые необходимо было решать сразу же, находить более удачные решения, отходить от первоначальной планировки, двигать и менять экспозиционные ходы. Ключевой целью было презентовать работы студентов фонда с их утонченной, чувственной стороны и продемонстрировать основательность подхода академистов. Поскольку работы сами по себе достаточно насыщенные и активные, мы увеличили расстояние между объектами и инфоблоками. Для удобного восприятия решено было сделать легкую и воздушную типографику: сборные этикетки и пояснительные авторские тексты объединены на одном планшете. Напольная навигация позволяет понять зрителю, как взаимодействовать с экспонатом: можно ли его трогать и вообще смотреть. Мы писали «смотреть можно», хоть это и весьма абсурдно звучит на выставке, но, поскольку ее название — «Смотрю в человека», решили подчеркнуть «смотрение» как сложный и затратный по силам процесс. Сейчас я считаю этот проект главным в своей профессиональной деятельности, так как в своей роли приблизился к художественному руководителю».

Максим Слесарев. «Ирландский лес». 2024

«Мы новички в больших институциональных коллаборациях. Были и проблемы с коммуникацией, не все участники смогли завершить свои работы. Но это был совершенно свободный проект, мы не подводили никого к определенной теме. И в конце, получив совершенно разнообразные вещи от участников, мы стали думать, как их объединить и представить в читаемом для зрителя виде. Важно было показать, насколько сильно нас трогают работы студентов», — подытоживает команда кураторов: Юлия Яцук, Мария Синицына, Сюзанна Валеева, Екатерина Романова и Георгий Буторин.

До 28 ноября 2024

Глеб Торгачкин и Екатерина Романова. «Арендованный мир». 2024

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит