Ольга де Амарал: ретроспектива пионера fiber art в Париже

Ольга де Амарал: ретроспектива пионера fiber art в Париже

15 ноября 2024 г.

В здании Fondation Cartier pour l'art contemporain, расположенном на бульваре Распай в Париже, до марта 2025-го проходит первая крупная ретроспектива работ одного из пионеров fiber art Ольги де Амарал. О выставке рассказывает побывавшая на открытии историк искусства Марина Ширская

Осень, Париж, бульвар Распай, свет и тени, создаваемые стеклом здания Фонда Cartier, — все эти элементы становятся фоном для одной из самых ожидаемых выставок сезона. В этом году Фонд отмечает свое 40-летие экспозицией, посвященной великой колумбийской художнице и пионеру fiber art Ольге де Амарал (1932). Ретроспектива, охватывающая более шести десятилетий творчества и демонстрирующая около 80 масштабных работ, занимает пространство, спроектированное в 1994 году Жаном Нувелем.


По теме: Design Miami Paris 2024: большой обзор ярмарки коллекционного дизайна

Ольга де Амарал — такая же неоспоримая величина в области fiber art, как уже удостоившиеся масштабных ретроспективных выставок в крупнейших европейских музеях Шейла Хикс, Магдалена Абаканович, Ягода Буич. Ее творчество является частью важного движения 1960-х и 1970-х годов, которое вывело традиционные техники, ассоциировавшиеся с домашним ремеслом, на уровень высокого искусства, заставив текстиль шагнуть со стены и превратиться в абстрактные скульптуры.


Текстиль как искусство

Ольга де Амарал родилась в 1932 году в Боготе. После получения диплома архитектора в колумбийском Colegio Mayor de Cundinamarca (1951–1952) она продолжила учебу в США, в Cranbrook Academy of Art в Мичигане (1954–1955). Именно в Кранбруке она впервые столкнулась с текстильным искусством на мастер-классе, который вела Мариянн Стренгелл, американская художница финского происхождения. Здесь же де Амарал открыла для себя работы Анни Альберс, а также познакомилась с русским конструктивизмом, супрематизмом Казимира Малевича и строгой абстракцией движения De Stijl.

В 1955 году Амарал вернулась в Колумбию, где живет и работает по сей день. На выставке становится очевидно, насколько самобытен творческий путь художницы, чьи произведения фантастическим образом вобрали и трансформировали элементы международного модернизма и характерные особенности народного искусства ее родной страны, включая традиции плетения доколумбовой эпохи. Это позволяет ее работам быть глубоко связанными с культурной идентичностью Латинской Америки, при этом она привнесла в них современную эстетическую и концептуальную сложность.



Эволюция техник

При создании своих работ она использует различные материалы и техники. Например, в 1969 году из-за сложностей с поставками материалов в Колумбию она создала панно из найденных в студии пластиковых пакетов, на много лет опередив художников, которые сегодня в борьбе за экологию создают свои произведения из пластикового мусора. В какой-то момент ко льну и хлопку добавляется конский волос. Обладая большой жесткостью и упругостью, он позволяет создавать крупные объемные формы, которые не теряют структуры. Некоторые ее полотна достигают гигантских размеров. Так, работа Muro en rojos (1982) из наложенных слоев ткани с использованием конского волоса имеет размеры 830 см в ширину и 700 см в высоту. Окрашенные в разные оттенки охры лоскуты ткани напоминают каменистые рельефы Колумбии в тех районах, откуда родом де Амарал.

Поездка в 1970 годы в Париж и отсутствие в ее распоряжении большого ткацкого станка привела к тому, что Амарал ткала узкие ленты, которые затем переплетала между собой, добиваясь все новых и новых выразительных эффектов. А во время посещения студии своей знаменитой подруги, керамистки Люси Ри, Ольга увидела, как та использует технику склеивания разбитой керамической чаши в японской технике кинцуги, при которой на поверхность склеивающего лака наносится золото. И довольно быстро нашла способ использовать золото, а впоследствии серебро и акриловую краску в своих текстильных работах. Ими она покрывала поверхность переплетенных между собой лент, предварительно нанося на ткань слои гипса. В 2013 появляется новая серия Brumas — это трехмерные скульптуры, похожие на невесомые белые облака строгой геометрической формы со столь же четкими цветными изображениями кругов, квадратов и треугольников, собранные из вертикально свисающих, колышущихся при малейшем дуновении и создающих оптические иллюзии нитей.

Значение проекта

Ретроспектива Ольги де Амарал — это настоящее погружение в мир, где ткань, нити и текстуры становятся самостоятельным языком искусства, способным выразить как вечные, так и совершенно современные идеи. Мощь ее работ, в которых переплетаются чистая геометрия, колумбийская природа и философия текстиля, позволяет зрителю почувствовать органическую связь текстильного искусства с пространством и временем. В каждом произведении — будь то гигантские объемные полотна, сверкающие золотом гобелены или струящиеся нитяные скульптуры — ощущается вневременная энергия художницы, которая, несмотря на свой возраст, остается не только свидетелем, но и созидателем новой реальности.

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит