Том Вессельман в Fondation Louis Vuitton: новый взгляд на поп-арт

16 ноября 2024 г.

Том Вессельман. Still Life 60. 1973

Выставка Pop Forever, Tom Wesselmann &… в Fondation Louis Vuitton демонстрирует творчество одного из основоположников поп-арта, но одновременно с этим создает многогранное полотно, где Том Вессельман предстает в контексте его современников и наследников. Спектр от Яёи Кусамы и Джаспера Джонса до Роя Лихтенштейна и Энди Уорхола, от Ай Вэйвэя и Клаеса Ольденбурга до Розалин Дрекслер и Марселя Дюшана — все эти художники, каждый по-своему, разрабатывали образы потребительской культуры, для которых характерна фиксация мгновений эпохи, полных надежд, иллюзий и абсурдных контрастов.


По теме: Ольга де Амарал: ретроспектива пионера fiber art в Париже

Том Вессельман. Mouth 14 (Marilyn). 1967

Когда на рубеже 1950-60-х годов поп-арт стал новым явлением на американской художественной сцене, он олицетворял не только переход от абстракции к фигуративности, но и глубокую трансформацию самой идеи искусства. В центре этого нового мира с его обрушившимися образами потребления, массовой культуры и рекламных фетишей оказались фигуры художников, которые стирали границы между искусством и повседневной жизнью. Одним из самых ярких представителей этого движения стал Том Вессельман — художник, который сумел выстроить уникальную визуальную вселенную, объединяя элементы рекламных баннеров, комиксов и культовых образов.


Выставка Pop Forever, Tom Wesselmann &… в Fondation Louis Vuitton — это одновременно и взгляд в прошлое, и отражение живой силы поп-арта, продолжающего определять визуальную культуру сегодняшнего дня. С более чем 150 произведениями самого Тома Вессельмана, а также работами более 30 художников разных поколений проект предлагает как ретроспективу, так и тематическое исследование этого бесконечно актуального направления.

Яёи Кусама. Self Obliteration. 1966-1974

С 1960-х годов Томас Вессельман был одним из ключевых представителей движения, но его творчество часто оставалось в тени более популярных фигур, таких как Энди Уорхол, Рой Лихтенштейн или Яёи Кусама. Но выставка в фонде Louis Vuitton меняет эту оптику, выдвигая фигуру художника на передний план. Все этажи музея посвящены тому, чтобы показать, как глубоко его искусство связано с основными событиями в искусстве XX века. Зрители могут увидеть его работы в контексте сюрреализма, дадаизма и, конечно, поп-арта.

Том Вессельман. Sunset Nude with Matisse Apples on Pink Tablecloth. 2003

Кураторы последовательно перебирают всю творческую палитру от «Натюрмортов», «Спален» и «Интерьеров» до знаменитых Great American Nudes, Smoker и металлических абстракций, отводя для каждой серии художника отдельный зал. Проходя мимо огромного, размером с дверь, выключателя, блуждая вдоль рядов губной помады, бутылок пива, стаканов молока, гамбургеров, апельсинов, лежащих на клетчатых клеенках, зубных щеток, конечностей, огромных красных губ, выпускающих сигаретный дымок, и прочих атрибутов массовой культуры, зритель вынужден бороться с чувством, которое испытывал Гулливер в стране Великанов. Вессельман — мастер гигантских инсталляций и превращения обыденных, ничем не примечательных предметов в священные тотемы.

Том Вессельман. Still Life #31. 1963

Для Вессельмана поп-арт был не просто эстетической игрой, но способом разговора с реальностью. Он словно пытался запечатлеть «официальную реальность», как он сам это называл, выхватывая моменты жизни из ее повседневных ритмов. Это подтверждается и его работами с рекламными плакатами, и объектами, которые он буквально спасал из мусорных контейнеров Нью-Йорка, превращая их в элементы искусства. Заглядывая в будущее, мы видим, как поп-арт продолжает трансформироваться и обретать новые формы. Такие художники, как Джефф Кунс, Kaws и Ай Вэйвэй, восхищаясь наследием Вессельмана, используют элементы потребительской культуры и массовой визуальной среды для создания произведений, которые глубже исследуют и подвергают сомнению мифы современного общества.

Том Вессельман. Still Life #38. 1964

Поп-арт всегда был движением, в котором не было четких границ или программ, и эта выставка не дает ответа на вопрос, когда поп-арт начинается или заканчивается. Он не имеет точных сроков и определений, потому что, как и сама массовая культура, выходит за пределы одного исторического периода. Он существует вне времени даже сегодня, когда продукты массовой культуры, иронично или серьезно, продолжают быть источником вдохновения для художников.

До 24 февраля 2025

Том Вессельман. Still Life #56. 1967-1969

Том Вессельман. Great American Nude #48. 1963

Том Вессельман. Bedroom Painting #3. 1968

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит