Современные гобелены: художники переосмысляют традиционное ремесло
18 ноября 2024 г.
В галерее Salon 94 проходит выставка The Lady and the Unicorn: New Tapestry. Она объединяет работы восьми современных художников, вдохновленных великолепными гобеленами Фландрии, Франции и Бельгии XIV–XVI веков и исследующих возможности расширения средств выразительного языка и материалов в этом виде искусства
The Lady and the Unicorn: New Tapestry в галерее Salon 94 — это выставка работы восьми современных художников, чьи практики оспаривают традиционные определения гобелена. Вдохновленные знаменитой фламандской серией гобеленов XV века La Dame à la licorne, они не удовлетворяются исключительно эстетическими возможностями материала, а используют волокна как способ говорить о времени, идентичности, культуре и переосмыслении социальных норм, тем самым расширяя горизонты того, что может считаться гобеленом XXI века.
По теме: Тренды 2023/2024: цифровые гобелены Гарри Нуриева

Так, японская художница Мицуко Асакура в своей серии Waltz опирается на техники создания традиционного японского кимоно и элементы фламандского гобелена. Окрашенные вручную ткани сливаются в ее работах в масштабные цветовые поля, в которых соблюдается тонкое, почти поэтическое взаимодействие нитей и красок. А яркие войлочные абстракции индийской художницы Сагарики Сундарам несут в себе историческую память о прошлых поколениях, которые использовали этот материал для создания защитных, почти сакральных объектов.

Еще одна художница, чьи работы наглядно демонстрируют связь традиций и современности, — Маргарет Рарру Гарравурра из Австралии. Ее огромные гобелены из листьев растения пандан являются продолжением тысячелетних традиций австралийских аборигенов, которые использовали пандан не только для создания утилитарных предметов, но и как материал для украшений и ритуальных объектов.


Ткань в работах таких художников, как Феликс Бодри и Барбара Санчес-Кейн, становится инструментом не только художественного самовыражения, но и исследования тела и гендера. Бодри, используя индустриальную вязальную машину, создает мягкие гигантские формы, напоминающие гипертрофированных размеров человеческие тела, пестрящие разноцветными нитками.

В работах же Санчес-Кейн ткань переосмысляется как материал для борьбы с традиционными представлениями о теле и маскулинности. Ее работы, выполненные из кожаных ремней и других нехарактерных материалов, изменяют восприятие того, что такое одежда и что она может значить для человека. В ее скульптурных конструкциях, которые часто обретают форму доспехов, одежда, бросая вызов патриархальным нормам, становится инструментом для выражения идентичности.

Особое место на выставке занимают работы Адэльин Хало, чьи гобелены на основе льняных нитей и стальной проволоки имеют особую пластику. Невесомая и полупрозрачная ткань кажется обманчиво податливой, создавая иллюзию того, что легкое движение воздуха может нарушить сформированные руками автора драпировки. Ее работы способны трансформировать пространство, наполняя его светом и тенью.
