Как стрит-арт меняет город: фестивали уличного искусства от Ярославля до Южно-Сахалинска
3 декабря 2024 г.
Стрит-арт давно перестал быть субкультурным явлением: уличное искусство стало неотъемлемой частью городского ландшафта от Ярославля до Южно-Сахалинска. Фестивали стрит-арта сегодня — важное событие для местных сообществ, в них участвуют наравне с муралистами и граффитистами художники из самых разных областей, включая цифровое искусство и архитектуру. INTERIOR+DESIGN поговорил с организаторами и участниками фестивалей STENOGRAFFIA, «Ярстритарт», «Выкса-фестиваль» и паблик-арт программы «Взгляды», чтобы понять, как стрит-арт меняет сознание людей, и проследить, какие темы сегодня наполняют смыслом города.
По теме: Бэнкси и экология: новая работа художника стрит-арт в Лондоне
STENOGRAFFIA в Екатеринбурге
Андрей Колоколов
Старт международного фестиваля состоялся в 2010 году. Уличное искусство за 15 лет стало визитной карточкой Екатеринбурга. Мы разрисовываем город, привлекаем к этому художников со всего мира, развиваем волонтерство в области искусства и собираем комьюнити небезразличных людей. Нами создано более 500 арт-объектов за всю историю фестиваля в разных уголках страны. Актуальность подобных проектов сложно переоценить. Большие города конкурируют за молодых и креативных людей, которые будут в будущем создавать экономику региона, и фестиваль STENOGRAFFIA формирует дружелюбный образ города и взаимодействует практически с любым бизнесом. Арт-объекты положительно влияют на людей, и это тоже важно — довольные люди работают лучше. Это я могу и по себе сказать. Поэтому фестивали — это актуальная сфера развития и для Екатеринбурга, и для любых других городов в России.
Город и стрит-арт
Работы значительно изменили облик города. Городской пейзаж без уличного искусства уже представить сложно. Когда в серую погоду и застройку внедряется что-то яркое — люди положительно относятся к таким переменам. Наш фестиваль работает над тем, чтобы перевести уличное искусство в туристическую категорию. Например, мы сейчас трудимся над проектом Street art line, чтобы гости Екатеринбурга могли за один день спокойно исследовать уличное искусство в городе. Это полезная функция фестивалей уличного искусства — формирование особого визуального опыта для человека. Искусство буквально наделяет смыслом инфраструктурные квадратные метры и километры.
Еще одна суперфункция фестивалей — работа с пассионарным сообществом. Это и наша суперфишка. Мы собираем на базе фестиваля STENOGRAFFIA небезразличных людей и делаем с ними проекты в разных сферах, где они и сами растут как специалисты. На своем опыте мы учим людей, как создавать проекты. И, главное, мы сводим их друг с другом, чтобы они и дальше могли взаимодействовать между собой и создавать что-то новое.
Горожане и граффити
Отношение жителей города к граффити изменилось радикально. Если раньше мы представлялись такими городскими партизанами, то сейчас уличные художники — герои, а организаторы фестиваля — почетные люди. У фестиваля появились большие возможности, потому что у горожан сформировалось особое отношение как к фестивалю, так и к самому жанру уличного искусства. Люди понимают, что искусство обогащает городскую среду, и перестали воспринимать это как вандализм. Даже граффити, нелегально созданные шрифтовые композиции, уже не кажутся чем-то безусловно маргинальным. Наши практики работы с ним его «развандаливают» в сознании горожан. Они следят за фестивалем, ходят на экскурсии, рассказывают о нас в своих социальных сетях. Приятно осознавать, что все, что мы делаем, — нужно городу.
Герои фестивалей — это волонтеры. Активные горожане, которые хотят сделать свой город лучше. В чем-то и мы, организаторы, такие же волонтеры. Просто на нас лежит дополнительный функционал, ведение дел фестиваля. Ну и, конечно, художники — люди, которые делают наши города лучше, ярче, дружелюбнее. Те, кто закладывают ценные высказывания. Например, одним из таких участников нашего фестиваля дважды был Покрас Лампас. Впервые он у нас побывал в 2013 году, когда был еще не сильно известен, и сделал классную работу, а потом спустя шесть лет приехал к нам уже в статусе суперзвезды. А если перебирать какие-то конкретные истории про героев, то я, например, помню, как Денис и Маша Сомовы познакомились на фестивале и у них благодаря STENOGRAFFIA сложилась семья.
Ярстритарт в Ярославле
Анатолий Байков
Фестиваль проводится с 2014 года. Это было достаточно локальное мероприятие, которое выглядело как выставка фотографий и работ художников. Но с 2016 года я стал главой этого фестиваля и начал его развивать, появились первые серьезные бюджеты. Сейчас они кажутся смешными, но на тот момент это уже была победа, потому что мы преодолели некий барьер, когда стрит-арт, достаточно узкое, хоть и массовое явление, превратился в неотъемлемую часть городской среды, инфраструктуры и вообще культуры в целом.
Анатолий Байков
Организатор фестиваля «Ярстритарт»
Дворец молодежи — самый главный партнер во всех наших начинаниях, который нам всегда помогал и продолжает помогать. А потом уже стали подключаться мэрия и наши партнеры. Например, сообщество предпринимателей «Деловая Россия». В нашем городе девелоперы еще живут прошлым и не совсем понимают, что стрит-арт может быть одной из ключевых имиджевых историй для развития их жилищных комплексов. Просто пока у компаний нет понимания, зачем вкладывать в искусство.
Ключевое отличие
В 2023 году был самый крупный по количеству участников фестиваль, более ста человек. Самый сложный в нашей истории. Я старался сделать мероприятие таким, чтобы художники приезжали к нам именно в гости. Это наш главный принцип — больше отдыхать, чем работать. Вы приезжаете, и все ваши заботы становятся нашими на время проведения фестиваля, вы просто отдыхаете и рисуете в том темпе, в котором вам комфортно. Поэтому у нас собралась такая компания ребят — новых и громких имен российского стрит-арта. Все они знают, что в Ярославле можно просто расслабиться и набраться сил для новых работ.
Я сам как художник люблю в свободном ключе творить, как и, собственно, 99,9% художников. Поэтому темы на фестивале формальные. Они есть, но их не обязательно соблюдать. Когда мы пишем положение фестиваля, то прописываем разные тематики, такие как русские сказки, традиции или особенности Ярославля, выдающиеся личности, ну и так далее. Все это здорово, все это я поддерживаю, но творческий потенциал это закрывает. А последним пунктом идет свободная тематика. И часто люди просто выбирают для себя то, что они хотят разрисовать, и в рамках организаторской деятельности мы их эскизы защищаем.
Путь и творческие планы
Отбором участников занимается не только моя команда, но и люди из мэрии и Дворца молодежи. К нам довольно большой уровень доверия. Когда мы проводим фестиваль, у нас даже не спрашивают эскизы. Это очень важно для сохранения творческой среды. К тому, что происходит сейчас, мы очень долго шли. Это был тернистый путь, хотя со стороны властей на нас не давили, не просили вносить изменения в эскиз. В этом году мы открыли арт-центр. Восстановили старый особняк, восемь месяцев делали ремонт. В этом году именно по этой причине мы не проводили фестиваль. Теперь у нас есть база для сбора художников, чтобы обговорить планы, поделиться мыслями и получить обратную связь.
Выкса-фестиваль
Артем Калашьян
Выкса-фестиваль (ранее известный как «Арт-овраг») — инициатива владельцев Выксунского металлургического завода ОМК Ирины и Анатолия Седых. С его появлением в 2011 году небольшой промышленный город планомерно превращается в центр современной культуры и паблик-арта. Тактические задачи и инструментарий фестиваля развиваются и корректируются с каждым годом, но изначальная цель — создание современной комфортной среды, города, в котором хочется жить, где есть куда сходить, чем заняться, — остается неизменной. Просто жизнь не стоит на месте: появляются новые тренды, новые интересы, аппетиты горожан в хорошем смысле растут. Актуальными становятся социокультурные практики с участием жителей, которые продолжаются вне фестиваля: от спорта до новых форм театра и музыки.
Когда фестиваль только появился, было быстрое и заметное преобразование типичного наследия промышленного города с его однообразной панельной застройкой и общей неустроенностью и скудностью инфраструктуры. Поэтому первые несколько лет фестиваля основой культурных интервенций стали муралы, городская скульптура, малые архитектурные формы и так называемые «арт-дворы» — программа соучастного проектирования с жителями города и привезенными для этого архитекторами и художниками, в результате которой появились детские площадки с ярким оригинальным дизайном, соавторами которых стали жители Выксы.
Выбор авторов
Есть два метода. Первый — интуиция куратора, основанная на изучении и анализе местного контекста и совмещение его с понимаем художественной среды, творческих этапов и состояний конкретных художников, «предсказании» их следующего карьерного шага: выстрелит — не выстрелит. Второй — открытый конкурс, когда мы формулируем творческую задачу, затем объявляем опен-колл, на первом этапе работы отбирает в шорт-лист художественный совет с участием профильных профессионалов, на втором — победителя определяют непосредственно сами жители: в формате голосования или стратсессии.
«36 часов в Выксе»
У нас есть программа «36 часов в Выксе», которая позволяет знакомиться с городом круглый год, а не только в дни фестиваля. В нее входит, конечно, посещение завода, фестивальные блокбастеры: походный театр — краеведческий «По углам», гастрономический «По домам», а также знакомство с другими проектами, появившимися в городе благодаря фестивалю. Это возможность воочию увидеть изменения, которые фестиваль приносит в город, и познакомиться с их авторами и участниками, необыкновенными неравнодушными жителями, меняющими Выксу в лучшую сторону.
Выксунцы и стрит-арт
С годами стрит/паблик-арт перестали ломать, сжигать, закрашивать, а начали иногда даже восстанавливать на собранные выксунцами средства. На последней стратсессии «Город — фестиваль», которая прошла в мае 2024 года, одной из ключевых тем стал запрос на создание новых арт-объектов, разработку концепций, рассуждение, каким должен быть стрит-арт, какие городские задачи он должен решать, какими средствами все эти идеи могут быть реализованы. То есть не только изменилось отношение, но появился проактивный дискурс. Причем не только на тему паблик-арта, но и на участие в формировании городской среды в целом.
Сейчас паблик-арта, который появляется в Выксе каждый год, значительно меньше. Гораздо актуальнее стали социокультурные практики с участием жителей, которые могут продолжаться вне фестиваля: от спорта и ярмарки мастеров ручного труда до самых разных форм театра и музыки. При этом они несут и локальную актуальность: участие жителей, работа с современным и историческим контекстом — и эксперименты с жанрами с привлечением видных деятелей культуры, профессионалов, следящих за трендами, и продвинутой публики со всей России и даже из-за рубежа в качестве туристов. В Выксу едут люди, желающие быть в курсе всего самого актуального, оригинального и любопытного. Люди с хорошим вкусом и тягой к новому. Среди примеров таких проектов можно упомянуть экспериментальные коллаборации рэперов Хаски и Славы КПСС с академическими композиторами Алексеем Ретинским и Настьей Хрущевой или различные театральные эксперименты, центральное место среди которых заняла специально созданная для фестиваля постановка «Призраки опер», посвящение существовавшему тут в XVIII веке оперному театру.
«Взгляды» на Сахалине
Александр Мущенко
В этом году состоялась паблик-арт программа «Взгляды». Помимо росписи стен, мы организовали встречи с художниками, мастер-классы, лекции и профессиональные конференции, чтобы погрузить в локальный контекст участников. Для нас важна связь с природой острова, его жителями, важна ответственность и борьба с обезличиванием художника. За каждой работой — видение автора, его история, концепция самого объекта. Именно поэтому проект называется «Взгляды». Мы хотим сохранить взгляд художника, дать возможность зрителю встретиться с ним.
Александр Мущенко
Куратор паблик-арт программы проекта
Сегодня часто используются различные варианты обозначения искусства в городской среде — это и паблик-арт, и стрит-арт, и граффити. Но разница существует. Паблик-арт — это согласованные объекты в публичном пространстве, стрит-арт — это чаще всего нелегальные объекты, взаимодействующие с городской средой, граффити — это субкультура, в ее рамках райтеры, соревнуясь друг с другом, пишут свои или командные имена, не вступая в диалог ни с городом, ни с его жителями. Поэтому, когда мы говорим о фестивалях с согласованным искусством в городе, мы чаще всего думаем о паблик-арте. Рассказываю про это из-за желания обозначить последовательность при обозначении сферы своих интересов. По-настоящему важно качество самих проектов, степень их проработки, уровень профессиональных возможностей художника при их реализации. Прежде всего это проявляется при попытке ответить на простые вопросы: зачем мы рисуем, почему в этом месте и в это время? И если художник, куратор, организатор готов ответить на них, то мы можем уже говорить про уличное искусство. По сути, этот термин отражает качество проекта, ведь не все искусство на улице становится уличным искусством. Без связи с городом, его жителями, контекстом времени и места объект остается просто искусством на улице.
Диалог города и искусства
Это один из самых масштабных проектов в России за последние годы. Серьезнейший вызов для организаторов, которые в условиях островной погоды и сложной логистики смогли все это воплотить в жизнь. Это доверие администрации области и города, которая позволила художникам быть самими собой, и это благодарность жителям, своими глазами наблюдавшим за трансформацией целого города. Всего в рамках опен-кола приняло участие более 300 человек из России, Испании, Турции, Германии и Сербии. Экспертным советом было отобрано 38 художников, которые за лето создали более 40 муралов в Южно-Сахалинске. Это тысячи литров краски, сотни часов на подъемниках и более 12 тыс. кв. метров расписанных поверхностей.
Общие тенденции
Хочу отметить, что за последний год в России наблюдается существенный рост количества паблик-арт проектов. Это не может не радовать, но часто художники и организаторы встречаются с давлением заказчиков. Конечно, это нормально, когда у стейкхолдера проекта есть свои задачи. Но если приглашаются художники и они вынуждены работать по предоставленным эскизам, по сути, выполнять заказ, мы уже не можем говорить о паблик-арте и тем более уличном искусстве. Ценность таких проектов остается на уровне инсталлирования в городе баннеров с красивыми картинками. Все это обесценивает уличное искусство и художников, работающих в городской среде. Хочется больше доверия, равноправия в диалоге между арт-сообществами, жителями и заказчиками, чаще всего государственными структурами. Ведь сегодня уличное искусство — это не только и не столько про благоустройство, но про формирование коммуникаций между различными участниками городской жизни, про создание среды для развития креативных индустрий, про работу со смыслами — культурой, историей, особенностями места.