Мир переживает музейный бум. Музейщики дают интервью о рекордной посещаемости, архитекторы — о завершении знаковых строек, девелоперы — о новых масштабах «фабрик культурного досуга». Коллекционеры с гордостью демонстрируют публике личные инициативы.
В Голландии образцом современного частного музея стал Voorlinden, он открылся в 2016 году в приморском городе Вассенаара, в нескольких километрах от Гааги. Место — обязательное для посещения, если вы хотите посмотреть одну из самых крупных частных коллекций современного искусства в Нидерландах, а попутно оценить модный и роскошный сад, созданный самим Питом Удольфом.
Voorlinden — детище промышленника, главы Caldic Юпа ван Калденборга. Директором здесь трудится Вим Пейбес, которого Юп переманил с поста директора Рейксмузеума, главного художественного музея страны. В Voorlinden можно смотреть как знаковые работы Дэмиена Херста, Бриджет Райли, Джеймса Таррелла, Ричарда Серра (Юп собирал коллекцию почти 50 лет), так и «вкусные» сезонные экспозиции.
«Я не очень выразительный человек. У меня нет актерского таланта, а вот бездельник — это я», — говорит канадец Родни Грэм (Rodney Graham), чья выставка That’s not me проходит в Voorlinden до 17 сентября.
Что значит сегодня быть художником? Грэм примеряет амплуа антиквара, шеф-повара, молодого Брака, вуайериста, прячущего лицо среди страниц газеты, датированной 1878 годом... Одной ногой в истории искусства, другой — в поп-культуре, Родни Грэм без устали исследует свою личность. Вымысел и реальность, биографические факты и детали общего прошлого заботливо фиксируются им с мельчайшими подробностями, как в добротном голливудском кино. Его называют эклектичным талантом: художник Грэм еще и музыкант со стажем. Мультиинструменталист и певец, он не меньше времени уделяет Graham Band, чем изобразительному искусству. И мыслит творчество только в дружеском союзе с масс-медиа.
Родни Грэм в белом поло опирается на стул Арне Якобсена. Рядом — тележка с чаем и печеньем, на ногах — пушистые тапочки... «Недавно одну из моих крупномасштабных фотографических работ сравнили с поздравительной открыткой на «папин день». Я подумал, что это очень смешно».