
Центр «Зотов» идет на эксперимент и предлагает более широкий взгляд на конструктивизм, нежели его принято воспринимать. Логика экспозиции «Русское невероятное» нелинейная: здесь представлены древнерусская живопись, кинетизм, конструктивизм и нонконформизм, авангард и современное искусство. Суть подхода в том, чтобы каждый сам исследовал конструктивизм и находил для себя его закономерности.
По теме: Принципы конструктивизма: большое интервью с командой Центра «Зотов»
На выставке собраны живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство, видеоарт и инсталляция. Всего в экспозиции 144 экспоната из 29 государственных музеев и галерей, а также восьми частных собраний.

Обычно конструктивизм определяется через лаконичность формы и рациональный подход к внешнему облику и реализации. Здесь же задача, поставленная кураторами проекта Анной Замрий, Татьяной Шулика, Андреем Черниховым и Александром Ермолаевым, достаточно широкая: поднять вопросы о том, что же такое конструктивизм, что способствовало его возникновению и можно ли считать, что сегодняшняя точка зрения на конструктивизм — единственно верная.



Для того чтобы разобраться в этих вопросах, команда кураторов предлагает обратиться к архетипическим для российского культурного ландшафта формам. Поэтому сценография выставки представляет собой 10 разделов, получивших символическое имя: «Безмерно», «Навеки», «Вот-вот», «Посреди», «Живо», «Ввысь», «Лихо», «Неудержимо», «Запредельно», «Вопреки». Каждый из них связан с определенной ценностью, важной для конструктивистов.


Все это является важной частью контекста для того, чтобы понять, почему среди художников, представленных на выставке, можно встретить работы Павла Филонова, Николая Суетина, Кузьмы Петрова-Водкина, Наталии Гончаровой, Ивана Леонидова, Якова Чернихова, Эрика Булатова, Юрия Аввакумова, Вячеслава Колейчука, Ильи Кабакова, Игоря Шелковского, Виктора Пивоварова, арт-группы «Синие носы» и других.

Кроме того, эта выставка — интересный пример того, как меняется кураторский подход в арт-сфере в целом. Если раньше в большинстве своем он строился на том, чтобы объяснить — хронологически, эстетически, тематически, — то сейчас общее ощущение от выставки больше похоже на формирование эстетического предчувствия у зрителя вокруг такого явления, как конструктивизм. Похожий подход можно было увидеть в проекте «ГЭС-2» «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2».

Выставку будет сопровождать параллельная программа — диджей-сет электронного музыканта Яны Кедриной (Kedr Livanskiy) и концерт композитора Владимира Мартынова, «Зотов.Кино» представит кураторскую программу «Небывальщина», лекторий откроется циклом «Беседы о пространстве» Анны Замрий, куратора выставки «Русское невероятное», а также планируются лекции Марии Кравченко о малоизвестных людях и фактах отечественной истории до и после 1917 года.
До 25 марта 2025
