В подмосковном Музее «Новый Иерусалим» открылась выставка «Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви». Экспозиция посвящена 125-летию со дня рождения художника-авангардиста Александра Лабаса — лидера Общества художников-станковистов (ОСТ) и ближайшего друга Владимира Татлина и Александра Тышлера. Посетители смогут увидеть более 150 живописных и графических работ мастера из собраний 18 ведущих музеев России, а также из 12 частных коллекций.
По теме: Выставка «Азбука шедевра» в музее «Новый Иерусалим»
Куратор выставки искусствовед Ксения Новохатько ставила перед собой задачу максимально полно представить разные грани творчества Лабаса через его ключевые работы, созданные в 1920–1930-е годы. Экспозиция займет основные залы музея, которые преобразят в тотальную инсталляцию на тему невесомости, хрупкости и сновидений. Атмосферу ирреальности и нематериальности, характерную для художественной манеры Александра Лабаса, дополнят абстрактная видеопроекция и сценографические элементы.
Главная тема творчества Лабаса — создание нового мира, в котором растут города, развиваются технологии и происходят социальные преобразования. При этом художник воспевает не мощь технического прогресса, а саму жизнь в ее многоликости и завораживающем разнообразии. Он увлекается дирижаблями, самолетами и городскими ритмами, оставаясь истинным романтиком, который интересуется прежде всего самоощущением человека в новом мире, полном движения и трансформаций.
«В творчестве Лабаса плотно сплелись технические и поэтические задачи: поиски нового художественного языка и стремление запечатлеть таинство жизни, — говорит куратор выставки Ксения Новохатько. — Новаторский художественный язык Лабаса выделял его на фоне современников и до сих пор остается неповторимым и хорошо узнаваемым. Выставка призвана расшифровать код Лабаса, раскрыть тонкости его мировосприятия».
Три зала отмерят этапы творческого пути художника: «Предчувствие, «Сотворение» и «Невесомость». Экспозицию сопровождают выдержки из дневников и воспоминаний Лабаса, где он рассуждает о собственных творческих задачах и их решении, которые нередко относятся к конкретным работам, представленным в экспозиции. «Искусство Лабаса особенно актуально сегодня, потому что рассказывает о том, как можно понимать настоящее сквозь призму размышлений о будущем, — говорит научный консультант проекта искусствовед Александр Балашов. — Это взгляд в будущее и проект строительства нового мира».
К выставке приурочены выпуск каталога, сувенирной продукции, проведение тематических экскурсий и мероприятий для взрослых и детей. Музей «Новый Иерусалим» также представит музыкально-просветительский проект «Время, вперед!» — цикл лекций и концертов, вдохновленный не только сюжетами работ, но и философско-эстетическими взглядами Александра Лабаса. Значительная часть наследия художника — его графика — имеет ограниченный допустимый срок экспонирования, поэтому в начале марта будет проведена полная замена графической части экспозиции из музейных собраний.
«Идея о проведении выставки Александра Лабаса появилась в музее «Новый Иерусалим» несколько лет назад, и понадобилось немало времени, чтобы реализовать такой трудоемкий проект, — рассказывает директор Музея «Новый Иерусалим» Анна Антипенко. — Мы хотели собрать действительно ключевые работы художника из самых разных коллекций и уголков нашей страны, провели большую логистическую работу, заручились поддержкой многих музейных институций и частных собраний. Все ради того, чтобы максимально понятно и подробно показать, кто такой Александр Лабас, рассказать о нем и его работах самой широкой аудитории. Александр Лабас имел удивительный дар — никогда и несмотря ни на что не терять позитива и веры в человека. Зарядить этим позитивом посетителей сейчас кажется особенно важной задачей выставки».
«Лабас создал свой иллюзорный мир, он воспарил над реалиями своего окружения и времени, — продолжают авторы архитектурного решения выставки, театральные художники Эмиль Капелюш, Юрий Сучков и Яна Глушанок. — Мы попытались создать легкое невесомое пространство, пространство глубины и воздуха. Полукруглые формы, где нет горизонтальных линий, пространство окутывает зрителя, меняет угол его зрения и погружает в заоблачный мир художника. Модули напоминают остов дирижабля… как будто мы сами находимся внутри него и парим где-то над поверхностью».