«Фотография торта может быть искусством» — говорил Ирвин Пенн (Irving Penn, 16.06.1917–7.10.2009), мастер, которому удалось снять самых красивых моделей своего времени. Кроме того, Пенну-портретисту позировали Сальвадор Дали, Игорь Стравинский, Альфред Хичкок, Марлен Дитрих, Пабло Пикассо, Пьер Карден... Видение фотографа ценят за внимание к деталям, редкий композиционный дар и небанальное отношение к гламуру.
По теме: Фотофестиваль Arles 2017: Колумбия, уличная жизнь и Энни Лейбовиц
Юбилейная выставка к столетию мастера была с успехом показана нью-йоркском музее Метрополитен и в парижском Гран Пале, где было представлено более 200 отпечатков.
«Пенн удивительно сам же все для себя усложняет. Не использует специальных устройств, ничего, кроме самого простого освещения — обычно это один боковой источник света», — писал о нем Cесил Битон.
Ирвин Пенн — старший брат кинорежиссера Артура Пенна. В молодости он учился рекламному дизайну у настоящего гуру Алексея Бродовича. Некоторое время работал ассистентом у легендарного Алекса Либермана, когда тот еще был арт-директором американского Vogue.
И вообще фотографом Ирвин Пенн стал отчасти вынужденно: его не удовлетворяла поступающая съемка, а Алекс Либерман посоветовал решить эту проблему кардинально. После того, как 1 октября 1943 года вышла обложка журнала с фотографией Ирвина Пенна, его стали наперебой приглашать международные издательства и модные журналы. В 1947 году Ирвин Пенн встретил фотомодель Лизу Фонсагривс, которая была на шесть лет старше него. В 1950 году они поженились. Карьера первой «супермодели» Лизы Фонсагривс оказалась одной из самых долгих и успешных за всю историю профессии.
Пенн ввел в арсенал модной фотографии несколько приемов. Например, он начал ставить моделей в угол: это давало не только необычную общую композицию кадра, но и провоцировало драматичное поведение моделей (многие чувствовали дискомфорт и легкую клаустрофобию). Пенн придумал снимать людей на чистом белом или сером фоне. Одна из самых интересных серий Ирвина Пенна — профессионалы, снятые на cером фоне, но с атрибутами своего дела.
Известен анекдот про старинный ковер, который висел у него в студии: своих персонажей фотограф умудрялся ставить таким образом, чтобы у каждого фоном служил новый фрагмент ковра. Помимо модной и рекламной фотографии у Пенна было два других увлечения: этнография и натюрморт, где окурки или насекомые составляли композиции в духе его любимых картин Де Кирико.