Монументальное панно художника Андрея Бергера для небоскреба Moscow Towers

20 декабря 2024 г.

Команда INTERIOR+DESIGN встретилась с художником Андреем Бергером, чтобы увидеть процесс создания монументального панно Deus Particula для фойе башен Moscow Towers. Работа состоит из 14 000 «золотых» пластин, которые выкладываются на плоский мольберт и затем расписываются специальным несмываемым маркером. О том, как воплощается масштабный проект, мы поговорили с Андреем Бергером и арт-куратором «Арс Нова» Арсением Крюковым.


По теме: Выставка Андрея Бергера в галерее Set Projects

Андрей Бергер, художник

Андрей Бергер — мультидисциплинарный художник уличной волны. Его художественный стиль отличается детализацией и соединяет в себе техники стрит-арта и абстрактного рисунка. В своих работах он использует дополненную реальность, видео, перфоманс, графику. Андрей также является участником как российских, так и зарубежных выставок и стрит-арт фестивалей, в том числе московской биеннале уличного искусства «Артмоссфера» и UrbanArt в Германии. Работы Андрея Бергера находятся в коллекциях Государственного музея архитектуры им. А. В. Щусева, Фонда RuArts, Фонда ArtMosSphere.

О проекте

Арсений Крюков, арт-куратор «Арс Нова»

Панно Deus Particula будет украшать лобби небоскреба Moscow Towers, разработкой концепции интерьеров которого занималось бюро UNK interiors. Чтобы воплотить идею арт-инсталляции, компания «Макрофабрика-Struktura» и кураторское агентство «Арс Нова» придумали специальную арт-фабрику и провели творческий конкурс для четырех художников. Каждый предложил свою авторскую концепцию, которая идеально ложилась на техническое задание по созданию интерьерного паблик-арт проекта. Победителем стал художник Андрей Бергер, который в абсолютно честном противостоянии выиграл этот конкурс и вот уже год с нами в проекте. Только он один выбрал путь непосредственно художественной росписи от руки.

Арсений Крюков

Арт-куратор «Арс Нова»



Доска наглядно отражает эволюцию наших процессов: от рукописного эскиза внутрь параметрической модели мы переходим в раскладку цветов, присваиваем каждому цвету свою пластину на базе самого эскиза, выбираем конкретный фрагмент, и уже из этого фрагмента у нас рождается вот такая модель и конечный макап. Сборка конструкции происходит по схеме. Все пластины пронумерованы, что упрощает момент сборки. Мы достигли той самой икеевской сингулярности, которую стремимся показывать во всех наших проектах. Глобально проект Deus Particula мы планируем сдать до конца 2024 года. Даты технического открытия обсуждаются.

Техническое задание

Андрей Бергер, художник

Немного расскажу о рамках, которые были заданы в конкурсе, и рамках, которые я сам себе выстроил. Архитекторы UNK, которые разрабатывали этот интерьер, предусмотрели там вот такое панно. Наши коллеги из производственно-инжинирингого консорциума «Макрофабрика-Struktura» разработали инженерную подсистему и произвели пластины из нержавеющей стали. И дальше художникам предлагалась свобода творчества. Я сразу задавал вопросы, какие есть рамки. Мне сказали, что их нет, поэтому в конкурсных проектах кто-то из конкурсантов начал их резать, а кто-то использовал в качестве пикселей. Я решил соединить те знания, которые у меня есть — я по образованию архитектор, — и свой опыт ручной росписи.

Андрей Бергер

Архитектор и художник



Я очень много работаю и размышляю на тему пересечения физического и цифрового, живой руки и машинерии. В моем творчестве часто сталкиваются эти две разные сущности — физическая и цифровая или физическая и инженерная. Мы живем в эпоху четвертой индустриальной революции, в такой максимально быстрой цифровизации, и вот на этом стыке рождаются новые смыслы и будущее. Именно их я и хотел сюда привнести.

Андрей Бергер



Архитектурная концепция проекта

Здания Moscow Towers представляют собой три объединенные башни. Две боковые — это апартаменты, а центральная относится к бизнес-части. Вся архитектура, вся концепция здания отталкивается от образа луча, бьющего в центр и таким образом устремляющим башни вверх, соединяющим его с небесами, с какой-то возвышенной идеей. Каждая башня имеет свое лобби, и это членение очень похоже на членение готической архитектуры, готических соборов. В них есть так называемое трехнефное членение.

Когда вы заходите в любую готическую постройку, например собор, там всегда есть центральный неф, центральный коридор, ведущий к алтарной части, и два боковых. Алтарная часть в центральном нефе расположена таким образом, чтобы на нее попадал нисходящий свет. Я соединил эти две концепции — луча и готической возвышенной архитектуры. Потому что высотное строительство и небоскребы тоже наследуют традиции готической архитектуры, устремления вверх. Вот этот вектор мне захотелось отразить.

Поиск образа

Дальше я начал фантазировать, каким образом два боковых лобби взаимодействуют с этим лучом. И моя спекулятивная метафора заключалась в том, что нисходящий луч бьет в центр и расходится по боковым нефам. Смысл в том, что панно обращено к человеку, заходящему с улицы, который доходит до лифта и поднимается наверх. Соответственно, вот это движение продиктовало дальше все пластическое формообразование. И я начал экспериментировать с тем, как будет проходить этот свет, как он будет распространяться от центрального лобби по самой архитектуре пространства. Было смоделировано помещение правого и левого лобби, была смоделирована анимационная симуляция, в которой я изучал, каким образом некие частицы могут двигаться по этим боковым пространствам. Мы фантазировали, что это частицы света и экспериментировали с физикой света.



Потом мы размышляли, а как бы двигалась вода, дым или пар. То есть разные частицы в разных агрегатных состояниях. И в итоге я пришел к метафоре, которая очень созвучна этому лучу, пробивающему тьму: чердак у бабушки на даче, где в темноте из окна проходит луч света и там клубится пыль. Вот этот образ стал основным.


От концептуальных набросков до реализации

Мы начали исследовать, как двигаются частицы внутри капель воды, лежащих на поверхности. Я начал смотреть, как двигаются магнитные поля. Поиск был глубокий, но в итоге мы пришли к тому, что симуляции дали нам разные алгоритмы, разные сценарии движения частиц. И эти сценарии были переработаны в первоначальный эскиз. Следующим этапом было совместить мою концепцию и художественную метафору с инженерной физической реализацией.



Я разработал графический слой, и дальше мы вместе с инженерами-параметристами начали думать, каким образом мы повернем пластины, чтобы алгоритм их поворота усиливал графику и сделал из просто мурала именно барельеф. Потому что эти частицы выложены специально плоско для того, чтобы я мог по ним рисовать. Но в финальном панно они все будут иметь свой уникальный угол поворота, который, складываясь в некую систему, даст нам усиление движения. То есть они как бы будут выходить из поверхности и создавать объем.

У нас есть несколько слоев, которые, накладываясь последовательно друг на друга, усиливают концепцию. Первый слой — это графический, который я рисую. Второй — это динамика, движение, поворот частиц, которые формируют объем. Третий — это цвета. У нас есть несколько разных цветов. Помимо всего прочего, есть еще разные направления обработки пластин, которые тоже меняют физику восприятия. То есть у нас есть графика, поворот пластин, свет и обработка пластин. Четыре слоя. Но когда мы смонтировали небольшой кусочек в Москва-Сити, мы поняли, что у нас есть еще и пятый слой.

Команда проекта Deus Particula (слева-направо): арт-куратор «Арс Нова» Арсений Крюков, художник Андрей Бергер, руководитель «Макрофабрика» Андрей Четвериков, технический продюсер «Макрофабрика» Юлия Кузьмина

Когда мы вывесили часть панно в Москва-Сити, то поняли, что разный свет преобразует работу панно, и у нас некоторые места «провалились». То есть те пластины, которые по нашему расчету будут создавать эффект затемнения или полутона, при определенном падении естественного света из окна становились, наоборот, светлыми. Так что пятый слой — это направление шлифовки. Потому что при горизонтальной шлифовке пластина отражает и становится темной, а при вертикальной, например, светлой. Все вместе это создает эффектное метафизическое ощущение присутствия невидимых частиц света и их движения в пространстве. В целом весь проект — это эксперимент, а наша команда — настоящие исследователи. Поэтому все получилось!

Команда проекта Deus Particula

Концентрация красоты у нас в Pinterest