Такаси Мураками в Лондоне: традиционное искусство Японии в интерпретации художника

Такаси Мураками в Лондоне: традиционное искусство Японии в интерпретации художника

16 декабря 2024 г.

В лондонской галерее Gagosian на Гросвенор-Хилл открылась выставка Japanese Art History à la Takashi Murakami («История японского искусства в стиле Такаси Мураками»). Один из самых известных современных художников Такаси Мураками в своих новых работах продолжает исследование японской культуры, предлагая собственные интерпретации исторических картин. Несмотря на красочность и характерную узнаваемую «мультяшность», полотна представляют собой размышления о том, как некогда великая нация пришла в упадок, потеряв свою идентичность.


По теме: Такаси Мураками и Hublot представили часы MP-15


Так, например, картина Мураками Rakuchu-Rakugai-zu Byo-bu: Iwasa Matabei RIP (2023–2024) отсылает к работе знаменитого японского живописца и графика Ивасы Матабэя Rakuchu-Rakugai-zu Byo-bu («Сцены в Киото и его окрестностях») из коллекции Токийского Национального музея. Оригинальные складные ширмы подробно изображают городскую жизнь XVII века — того переходного периода, когда Япония начала открываться Западу. В версии Мураками, которая была создана для его выставки Mononoke Kyoto в Музее Kyocera в Киото, сразу привлекают внимание знакомые персонажи, кочующие по вселенной художника, вроде Mr. DOB с лицом-цветком. Но присмотревшись, можно увидеть кровь, черепа и другие признаки memento mori.



Четыре картины посвящены четырем мифическим хранителям Киото: Черная Черепаха символизирует горы Фунаока и Китаяма на севере города; Синий Дракон — реку Камо на востоке; Красная Птица — пруд Огура на юге, а Белый Тигр — дорогу Санъиндо на западе. Для создания этих картин Такаси Мураками объединил новые эскизы с изображениями, созданными с помощью ИИ, и фрагментами своих ранних работ. Таким образом он интерпретировал подход древних художников, которые изображали существ, которых никогда не видели, — вымышленных или знакомых только по отрывочным описаниям путешественников.



Другой диптих посвящен богам ветра и грома и выполнен в технике, которую Мураками называет «суперплоской». Работы отсылают к изображениям буддийских богов и монахов художников Огата Корина (1658–1716) и Сакаи Хоитсу (1761–1828). Эти образы так прочно вошли в японский культурный код, что нередко появляются на упаковках товаров и в рекламе. Именно эту коммерциализацию искусства демонстрирует диптих Такаси Мураками. Кроме того, в других работах художник обращается к традиционным флористическим мотивам: цветению сакуры, узнаваемым изображениям хризантем и мальв с полотен и ширм из коллекций ведущих мировых музеев.

До 8 марта 2025



Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит