Как фотокамера и автомобиль изменили мир и наше видение этого мира? Выставка Autophoto показывает 500 работ ста фотографов почти за сто лет.
На снимках, которые кураторы Ксавье Баррал (Xavier Barral) и Филипп Секлье (Philippe Séclier) собрали в парижском Фонде Картье, — седаны и спорткары, двигатели и запчасти, хайвеи и бензоколонки, паркинги и гаражи, автогонщики и прекрасные автомобилистки... С момента своего изобретения в 1886 году Карлом Бенцем автомобиль менял земной ландшафт, представление о скорости передвижения и человеческих возможностях. Требуется, конечно, творческий гений для извлечения красоты, драмы и пафоса из припаркованных автомобилей. Но такие мастера, как Жак-Анри Лартиг, Ли Фридлендер, Розангела Ренно, Эллиотт Эрвитт, Уильям Эглестон, Ясухиро Ишимото могут и большее, фиксируя наши особые, почти интимные, отношения с этим объектом желания. Благо в нем нет недостатка: глобальный автопарк — это 1,3 млрд машин или один автомобиль на каждые шесть человек.
Куратор Филипп Секлье, редактор французского журнала AUTOhebdo, считает, что «автомобиль и фотография — два изобретения, которые пересмотрели отношения человека к пространству и времени. С автомобилем и камерой каждый может ощутить космос: автомобиль обеспечивает автономию и свободу передвижения, а фотоснимок позволяет фиксировать свое присутствие в истории. Пришло время объединить две популярные темы».
На выставке много работ из эпической двухлетней поездки Роберта Франка 1955-57 гг. Франк был спонсирован Фондом Гуггенхайма: путешествуя по США, он задокументировал, как американцы живут, работают и проводят свободное время. Он создал более 20 000 фотографий — широкую картину поколения битников, которая помогла сформировать идею: быть свободным — значит быть в дороге.
Сценографию этой, одной из самых резонансных выставок сезона, создала дизайнер Констанс Гиссе, знаток микса, увлекательных сочетаний старого и нового. Констанс приглашает совершить road trip. Она словно проводит зрителя «по разным дорогам и через все типы ландшафта. Цель — полное погружение в тему автомобильной фотографии.»
Fondation Cartier (Фонд современного искусства Картье, основан в 1984 г.) знаменит нетривиальными выставками, смелым выбором авторов и тем. Фонд находится в здании, построенном по проекту Жана Нувеля в 1994 г. Нувелю удалось спроектировать объем со стеклянными фасадами и огромным стеклянным экраном, который одновременно и отгораживает посетителей от городской суеты, и позволяет видеть внутренний «дикий» сад художника-концептуалиста Лотара Баумгартена. «Воспроизводя линии парижского бульвара, стеклянные стены дают прохожим восхищаться необычным взаимодействием между архитектурой и пейзажем, который ее окружает», — поясняет Нувель.
Выставка Autophoto – De 1900 à nos jours проходит до 24 сентября 2017.