
Групповая выставка «Отражения/Рефлексии» в галерее pop/off/art на Винзаводе объединила 28 работ 13 авторов. Здесь представлены как те, с кем работает галерея, так и приглашенные художники, исследующие феномен зеркала. Автор INTERIOR+DESIGN Ирина Герасимова побывала на открытии выставки и рассказывает, почему ее стоит увидеть.
По теме: Куратор Марина Ширская — о выставке «Степени прозрачности. Vitalité fragile»

Проектом «Отражения/Рефлексии» институция начинает отмечать свое 20-летие. Все объекты на выставке — это либо зеркала, либо авторская интерпретация зеркала, либо размышление об идее зазеркалья и отражений. Разумеется, у заданной темы большая предыстория в искусстве в целом — оно может означать портал, обращаться к теме двойничества, быть символом автопортрета и так далее.

Галерея pop/off/art собрала работы одних из лучших современных российских художников, которые вслед за Кэрроллом и Тарковским обращаются к теме зеркала. Например, специально для выставки была воссоздана инсталляция Павла Пепперштейна «Здесь только оборотная сторона зеркал» (2006/2024). (К слову о параллелях: только что в МАММ завершилась выставка Павла Пепперштейна «Алиса в Стране чудес и в Зазеркалье», а издательство «ГЭС-2» в 2024 году выпустило книгу «Алиса в Зазеркалье» в его же оформлении.)
Также на экспозиции представлена работа Александры Павловской, основой для которой стал образ советского трюмо, но это не буквальная интерпретация — форма повторяется, а вот вместо зеркала используются обработанные металлические листы, то есть в этом зеркале из прошлого ничего не увидеть.

Куратором проекта стал Сергей Попов, основатель и совладелец галереи, и, по его словам, первый юбилейный проект — очень личное высказывание: «Возможность посмотреть на самого себя, на пройденный путь, на взаимодействие с художественной средой, но главное — это разговор со зрителем, который придет на выставку. Это в первую очередь зрительская, зрелищная выставка. И идея ее не в том, что все мы любим смотреться в зеркала, а в том, что зеркала дают нам повод для рассуждения о самих себе и об окружающем нас мире. Как мы смотрим, что мы хотим видеть, что мы думаем о себе — все это отнюдь не праздные вопросы. Это вопросы, которые художники задают себе уже много лет».

Зритель без труда считает отсылки в работах и к современности, и к первоисточникам, фигурирующим в поле искусства вокруг идеи зеркала. Например, работы Евгения Гранильщикова экспонируются, похоже, специально так, чтобы в них можно было бы посмотреться или сделать селфи — это зеркала в деревянных узорчатых рамах, а вот сама их поверхность исчеркана маркером зелено-неонового цвета.
Впечатляют имена, которые удалось объединить одной темой: серия «Возвращение времени» Владимира Куприянова, видеодокументация проекта Юрия Альберта «Балетный класс с кривыми зеркалами», новые произведения Виталия Пушницкого, Ольги и Олега Татаринцевых, инсталляция Василия Кононова-Гредина. Ключевые и новые работы Вики Бегальской и Александра Вилкина, Ирины Кориной. Также в экспозиции представлены работы молодых авторов: Аси Заславской, Сергея Колосова, Саши Пучковой.
До 2 марта 2025
