Катрин Борисов: «Арт-индустрия — это не спринт, а марафон»

17 января 2025 г.

С Катрин Борисов, арт-директором галереи и фонда Ruarts, поговорила автор INTERIOR+DESIGN Ирина Герасимова — об индустрии, роли поддержки художников и отношении к переменам

В 2024 году галерее Ruarts исполнилось 20 лет. Какие перед ней стояли задачи и что получилось сделать?

Когда я почти 15 лет назад пришла сюда арт-директором, то сказала основательнице галереи и фонда Ruаrts Марианне Сардаровой, что мне не интересно заниматься художниками какого-то одного направления, нужно постоянно держать руку на пульсе, чтобы галерея жила и развивалась. В этом отношении моя точка зрения остается неизменной: как и в буддизме, единственное постоянное — это перемены. Мы ищем новых авторов. У нас есть специальный проект «Дебют» — раз в год показываем молодых художников, студентов или выпускников художественных училищ и школ, тем самым тоже оказывая им серьезную поддержку. Старшее поколение, безусловно, получает от нас большое количество внимания — скажем, Сергей Борисов, чья выставка недавно прошла, или Михаил Розанов. Есть художники, которые с нами остаются надолго, при этом я стараюсь, чтобы регулярно появлялся новый материал — в групповых или персональных выставках. Именно так у нас появился чудесный художник Дмитрий Цветков, который всю жизнь работал с текстилем и сейчас пробует разные подходы в графике, объектах, музыке и поэзии. Это задача номер один — следить за интересными художниками, поддерживать тех, кто заслуживает внимания, искать новых авторов, чтобы не останавливаться в развитии.


По теме: Директор фонда RuArts Марианна Сардарова — о личной коллекции искусства

Какой стратегии придерживается галерея в работе с художниками?

Работа с художником всегда одна и та же — это максимальная поддержка. Вклад в продакшн, продвижение и всестороннюю помощь, включая психологическую. Последнее сейчас, к сожалению, может быть гораздо важнее, чем все остальное. А стратегия самой галереи — удержаться на плаву в довольно сложной обстановке. Мы большая галерея, художников много, но этот рынок очень медленный. Мы пытаемся максимально сконцентрироваться на том, чтобы художники оставались здесь и продолжили полноценно работать.

Галерея Ruarts

Как галерея и фонд могут поддерживать современное искусство?

У галереи коммерческие задачи, и этим она отличается от фонда. Как фонд мы реализуем большое количество программ: гранты, аукционы, образовательная деятельность, мастер-классы, издательская деятельность. Мы работаем с музеями, показываем наших художников на ярмарках, что для них очень важно. Естественно, сосредоточены на продажах и стараемся, чтобы работы попали в хорошие коллекции. Знакомим с авторами довольно широкий круг посетителей, профессионалов и просто любителей искусства. Занимаемся рекламой, чтобы каждое мероприятие, пусть даже небольшая выставка, была хорошо освещено, художники давали интервью, появлялись в коллаборациях. У нас есть особая плеяда уличных художников, они, как правило, продолжают работать и делать работы в городе — большие муралы, и многие вышли на серьезный уровень. Например, Дима Аске или Алексей Лука.

Что сейчас вам кажется самым самобытным в современном искусстве?

Работа с текстилем. Этот тренд возник довольно давно, а в этом году наша выставка «Нити» привлекла к нему должное внимание. Она была задумана несколько лет назад, но только в этом году мы смогли ее реализовать. Кроме текстиля — диджитал-искусство. Многие художники работают в одном из этих двух направлений. Нас, наверное, и отличает от всех остальных галерей фокус на необычных художественных техниках. В 2017 году мы делали выставку «Сажа» в технике «копчения» — рисования огнем. Мы работаем с ассамбляжем, цифровой фотографией, два года подряд делали выставку номинантов и победителей конкурса цифрового искусства и мобильной фотографии.


Есть ли какой-то большой проект, который вы давно задумали, но пока не получилось его сделать? О планах из категории мечты…

Мы одна из тех галерей, которая регулярно показывали звезд мирового уровня, начиная с корейских и японских авторов. Конечно, хотелось бы международного диалога, но пока такой возможности нет. Я хотела бы к этому вернуться. А сейчас, последние полтора года, в основном сосредоточены на персональных выставках. Их мы делаем все больше и больше — и все меньше групповых. Здорово показывать блокбастеры, но важно слушать, чувствовать, следить за тем, как развиваются отдельные художники. Если созрел важный проект, какое-то высказывание, то, безусловно, моя задача как арт-директора не упустить этот момент, чтобы он не перегорел и не протух. И сделать этот проект именно в тот момент, когда это кажется наиболее актуальным.

Какой проект вы бы никогда не стали делать в Ruarts?

У нас есть договоренность с владелицей галереи еще с того момента, как я сюда пришла. Я пообещала, что не буду делать политические высказывания, эта область мне не интересна, и не буду показывать порнографию. Мы сошлись на том, что у нас в галерее демонстрируется довольно много эротики, чем я горжусь. Есть авторы, которые очень тонко работают с этой темой.

Какая работа в коллекции Фонда самая ценная?

Одна из самых ценных работ — это работа Франциско Инфанте, которую мы приобрели у коллекционера Антона Козлова. В «ГЭС-2» идет выставка «Небесные артефакты», там представлена увеличенная модель, а у нас ее оригинал. Она сделана из уникального материала 1978 года, которого просто больше не существует — со слов Франциско, он ему достался из какой-то космической одиссеи, и его запасов больше нет. У нас была ситуация, когда одна совсем молоденькая девушка пришла на выставку и решила ткнуть в этот объект длинным ногтем. Я была в ужасе от того, что мы можем просто потерять работу, потому что отреставрировать ее, к сожалению, нельзя.

Как поменялось сообщество коллекционеров за последние годы?

Появились молодые коллекционеры, очень подкованные. Коллекционер в принципе всегда довольно образованный и понимает, чего он хочет. Я обратила внимание, что среди собирателей, скажем так, людей, которые пока просто много покупают, довольно много юристов и экономистов. У нас был прекрасный пример, особенно с художниками уличной волны, когда благодаря в том числе нескольким коллекционерам эта плеяда авторов выстрелила. Потому что молодые коллекционеры очень быстро купили много работ и начали их сами выставлять, то есть выполнять функцию институции.

Еще был случай, когда совершенно молодой парень, юрист из сибирского городка, сразу купил много работ, не только у нас, но у нас — много. Затем просто взял свою коллекцию и начал ее возить по своим родным краям, чем, конечно, очень помог и художникам, и региональным институциям, потому что привез чудесный контент. Получается, что человек действительно внес свою лепту как коллекционер.

Если говорить в целом, то коллекционеры стали более юридически и финансово грамотными. Рынок коллекционирования все еще рыхлый, раньше было много серых сделок, последние 10 лет это меняется. Все прекрасно понимают, что нужен договор купли-продажи, сертификат, гарантия от галереи на идентичность работы. Помимо этого, галерея помогает с постобслуживанием — мы всегда готовы порекомендовать реставратора, взять на сохранение, дать консультацию по тому, как растет в цене художник. И, конечно, интереснее, чтоб люди не просто купили, и мы не понимаем, что происходит с работами, а когда их начинают выставлять и даже перепродавать, таким образом формируя вторичный рынок. Это более грамотный подход, в котором и есть миссия коллекционера — помогать художникам, галеристам и институциям.

Чего не хватает сообществу галеристов?

Четыре года назад была основана «Ассоциация галерей», в ней сейчас 32 галереи, включая нашу. Внутри сообщества ведется очень плодотворная работа — разработана документация для кодекса галериста: проработаны регламенты взаимодействия между галеристом и художником, коллекционером и художником. Мы хотим, чтобы работа велась цивилизованно и прозрачно, работаем над ценообразованием, чтобы у людей, которые приходят в галерею, не было вопросов, почему работы столько стоят. На Западе уже давно существуют правила формирования и индексации цен.

Не хватает профессиональных критиков, арт-менеджеров, да и самих галерей катастрофически мало — на Cosmoscow было около 90 галерей, это все равно не те цифры в своей индустрии для самой большой страны. В настоящее время отрасль перенасыщена консультантами, дилерами-однодневками и схемами быстрой прибыли. Однако важно помнить, что наша индустрия — это не спринт, а марафон.

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит