В свои 87 лет бизнесмен и меценат Пьер Берже собирается осуществить мечту. Открыть не один, а два музея, посвященных работам Ива Сен-Лорана, своего бывшего компаньона, блестящего дизайнера, который произвел революцию в моде 60-х. Беспрецедентное событие запланировано на 3 октября. Один музей будет открыт в Париже, другой — в Марракеше, рядом с живописным садом Жака Мажореля.
Jardin Majorelle создан в 1920-х годах художником, страстно увлеченным ботаникой — коллекционированием редких растений, кактусов и южноамериканской флоры. Жак Мажорель (1886-1962), как и Клод Моне, обожал цвет. В ярко-синий оттенок (цвет одежды туарегов, который позже полюбили называть «синий мажорель») он выкрасил дом. Кактусы, лилии, лотосы, жасмины, бугенвиллеи, банановые и кокосовые пальмы окружали длинный пруд и стали убежищем для десятка видов птиц, на все лады распевающих в этом небольшом оазисе. С 1947 года сад был открыт для посетителей.
В 1980 году Jardin Majorelle был выкуплен и спасен от неминуемого разрушения Ивом Сен-Лораном вместе с Пьером Берже. Восстановив былую роскошь, они вновь открыли его для публики. Сен-Лоран родился в алжирском городе Оран, всю свою жизнь приезжал в Марокко и Танжер, жил в Марракеше с 1966 года и, по его собственным словам, именно здесь, вдали от парижской суеты «открыл для себя цвет». Культура берберов, ее колорит, архитектура Магриба стали отправной точкой главных работ YSL. Органично, что музей кутюрье строится сегодня рядом с садом, местом, над которым в 2008 году, был развеян его прах.
Бьорн Дальстром (Björn Dahlström), его директор, уточняет, что строится не просто музей, а настоящий культурный центр. Благодаря усилиям Фонда Пьера Берже – Ива Сен-Лорана (Pierre Bergé-Yves Saint Laurent Foundation) общее собрание насчитывает более 5000 личных вещей кутюрье, 15000 аксессуаров и 100 000 рисунков. Запланировано отдельное пространство для временных выставок, для концертов, перформансов, лекций и прямых трансляций спектаклей. Научная библиотека включает 5000 книг о культуре Магриба, ботанике и моде. Кроме того, на территории в 4 000 кв. метров разместится книжный магазин, кафе, административные офисы и реставрационное отделение. Оформление постоянной экспозиции доверено Кристофу Мартену (Christophe Martin), сценографу многих проектов Фонда.
Задачей для Карла Фурнье (Karl Fournier) и Оливье Марти (Olivier Marty), архитекторов Studio KO, было построить здание, которое одновременно отвечало бы современным трендам и отражало характер места. Ими были использованы только местные материалы: кирпич, глина, терраццо, розовый гранит на фасаде напоминает о том, почему Марракеш называют «красным городом». Внутри музей — абсолютная противоположность: светлые минималистичные помещения.
Карл и Оливье встретились двадцать лет назад, будучи студентами архитектурного факультета парижской Школы изящных искусств. Через четыре года появилось совместное бюро: в Марокко влюблены оба, здесь они провели несколько лет (в прибрежных Асиле и Эль-Араише) проектируя и оформляя частные виллы, рестораны и отели.
«Я всегда говорил, что мы должны преобразовать воспоминания в проекты. Что мы и делаем вместе с фондом, открывая в 2017 году сразу два музея», — Пьер Берже.
Парижский музей, в отличие от марроканского, откроется по знакомому адресу: в особняке на авеню Марсо, в шестнадцатом округе, где более тридцати лет находилась штаб-квартира Дома Yves Saint Laurent, а затем обосновался Фонд Пьера Берже. После реконструкции, на которую потратили 5 миллионов евро. Для того, чтобы интерьеры соответствовали великому наследию кутюрье, были приглашены сценограф Натали Криньер, автор нашумевшей ретроспективы YSL в 2010 году, и знаменитый Жак Гранж (Jacques Grange), декоратор многих домов и апартаментов четы Сен-Лоран-Берже, в том числе и Шато Габриэль в Довиле.
«Ив Сен-Лоран изменил не только моду, но и сам статус кутюрье», — говорит Оливье Флавиано (Olivier Flaviano), директор музея Yves Saint-Laurent Paris.