В идеале, чтобы собирать искусство, нужно иметь богатую экспертизу, необходимый бэкграунд и четкое понимание, какие арт-объекты вырастут в цене. В реальности дела обстоят далеко не так: искусство могут собирать все, и даже опытные коллекционеры, сегодняшние эксперты совершали ошибки. Об изнанке мира коллекционирования и опасных ловушках для начинающих рассказывает Максим Агаджанов, коллекционер, основатель фонда современного искусства MaxArt.
По теме: Директор фонда RuArts Марианна Сардарова — о личной коллекции искусства
Сложность входа на рынок
Если идея собирать искусство пришла к вам из ниоткуда, никто в вашей семье, кругу друзей или знакомых не увлекался коллекционированием, скорее всего, вы неизбежно будете ошибаться и тратить деньги зря. Процесс формирования насмотренности и понимания, из чего складывается цена произведения, очень трудоемкий, а если на старте нет ни экспертных контактов, ни опыта проб и ошибок знакомых людей, он займет куда больше времени, чем вы рассчитываете. Попасть на лучшие ивенты и закрытые показы с улицы трудно, к тому же о них еще надо откуда-то узнать. Познакомиться с художниками — то же самое.
Преодолеть этот барьер можно, оттянув момент первой покупки. Для начала постарайтесь искренне разобраться в мире искусства — посещайте ярмарки и фестивали, общайтесь и слушайте выступления на паблик-токах, оформите подписку на профильные журналы для кураторов и коллекционеров, окончите обучение в школе или на курсе. Мало-помалу у вас начнет формироваться представление о рынке, возможно, вы встретите эксперта, мнению которого вы сможете доверять. Например, мое погружение в искусство началось со знакомства с художником-шестидесятником Львом Дьяконицыным. Мы встречались в его студии, пили чай, и разговоры с ним дали мне большое количество идей, инсайтов и вдохновения.
Непонятно, как отбирать работы
Начинающему коллекционеру нравится многое. Но, к сожалению, не всегда именно эти произведения искусства имеют ценность — что материальную, что художественную. На начальном этапе, когда вкусы еще не сформированы, коллекционера чаще всего притягивают довольно примитивные работы. Важно с самого начала выбрать правильное направление, чтобы избежать потери времени, денег и, главное, очарования этим увлекательным процессом. Неправильный старт может быстро привести к разочарованию, особенно если выяснится, что коллекционер двигался в неверном направлении или оказался обманут. Помощь с выбором направления могут оказать профессионалы — галеристы, кураторы, эксперты. Так, одними из первых работ в моей коллекции стали работы Льва Дьяконицына. Меня так вдохновил этот художник, что некоторые приобретенные картины я оставлял себе, а другие дарил коллегам.
Поиск экспертов
Еще одна сложность — это найти людей, которые способны искренне помочь. Экспертов, готовых дать совет бескорыстно, без скрытых мотивов, довольно сложно встретить. Чаще всего их рекомендации преследуют определенные цели: продать что-то или подсадить на свои услуги. Мировой рынок искусства, несмотря на кажущуюся масштабность, сравнительно мал — всего 65 миллиардов долларов. Для сравнения: рынок спортивной одежды и массмаркета составляет около 300 миллиардов долларов. Именно из-за этой узости рынка каждый стремится на нем заработать. В таких условиях найти действительно честного и бескорыстного советчика крайне трудно. Если решили довериться какому-то эксперту или фонду, соберите о нем максимально разноплановый фидбек.
Потеря разноплановости
У начинающих коллекционеров часто возникают одинаковые проблемы. Они могут увидеть что-то у кого-то, обратиться к галеристу, но нужно помнить, что галерист, как и любой другой участник рынка, преследует свои коммерческие цели. Его задача — продать, поэтому здесь есть риск «залипнуть» на двух вещах: на галеристе или на художнике. Например, многие годами работают с одним и тем же галеристом, который регулярно предлагает то, что удобно ему самому. В итоге коллекционер ограничивается рамками интересов галериста. То же самое может случиться с художником. Иногда его личность или философия так очаровывает, что коллекционер начинает собирать только его работы. Но это уже не коллекция в полном смысле слова — это собрание работ одного автора, которое, хоть и может быть ценным, теряет идею разнообразия.
Например, открытием года для меня стали два художника: Франк Ауэрбах и Владимир Логутов. Работы Ауэрбаха потрясают своей энергетикой: это такие произведения, которые заставляют меня вздрагивать при одной только мысли о них. Также меня сильно вдохновляет серия «В пламени брода нет» Владимира Логутова. Я с ним знаком лично: мы вместе посещаем ярмарки и выставки. Всегда здорово общаться с таким человеком, который помогает увидеть искусство его глазами.
Последнее слово — за вами
Коллекция всегда должна быть объединена смыслом. Это может быть эпоха, общий сюжет, стиль или концепция, но обязательно должна быть связующая нить, которая придает собранию целостность. Коллекция — это не «собрание сочинений» одного художника, а отражение широкой идеи через множество точек зрения. В итоге последнее слово все равно должно остаться за коллекционером. Если полагаться только на помощника, который просто говорит «бери вот это», процесс перестает быть осознанным. Нужно самому изучать, искать, читать и ни в коем случае не терять права сказать: «Мне это не нравится». Именно этот подход мы применяем в фонде современного искусства MaxArt, основателем которого я являюсь. Мы поддерживаем российских художников, организуем художественные резиденции в разных городах и с 2021 года провели уже 7 сезонов в Москве и Перми с участием более 35 авторов. Процесс отбора основан на принципе open-call, что позволяет привлечь как молодых, так и уже признанных мастеров. Например, в нашей коллекции появились работы таких художников, как Кирилл Манчунский («Золотые псы», «Каток») и Слава Нестеров («Все мои волки», «Серафим») — своих художников мы очень ценим и даже покупаем их работы для коллекции.