Панно Валерии Исяк: фарфор как новая живописная техника

7 февраля 2025 г.

Современное искусство фото
Панно Bang. Фарфор, пигмент, латунь.  2024

В современном искусстве границы между материалами и техниками продолжают размываться, открывая новые возможности для художественного высказывания. В этом контексте творчество Валерии Исяк представляет собой убедительный пример симбиоза традиционных ремесленных практик с актуальными художественными стратегиями. Авторская методика Валерии Исяк, основанная на работе с тончайшими лепестками фарфора, выходит за рамки утилитарного керамического искусства и формирует самостоятельный пласт монументальной живописи.


По теме: Ceramic Brussels 2025: весь цвет современной керамики

Панно, создаваемые художницей, балансируют на грани живописности и скульптурности, сочетая тактильность материала с выразительностью цветовых и световых эффектов. В ее произведениях проявляется диалектическое взаимодействие долговечности и хрупкости, классического наследия и современных поисков.

Современное искусство фото
Панно Vortex. Фарфор, пигмент, латунь. 2024. Фото: Stephane Aboudaram

Образование в Московском государственном академическом институте имени В. И. Сурикова на факультете монументальной живописи заложило в основу ее работ масштабность мышления и точность в работе с материалами. Монументальная живопись традиционно предполагает работу с крупными форматами, сложными композициями и разнообразными техниками: от фрески и мозаики до многослойной живописи. Все это нашло отражение в фарфоровых панно, где каждая деталь работает так же, как мазок масляной краски по холсту.

Панно «Синергия». Фарфор, пигмент, сталь. 2023

Каждое панно Валерии — это одновременно живописная поверхность и материальный объект, соединяющий в себе тонкость керамики и глубину художественного образа. В отличие от традиционной монументальной живописи, в которой цветовые слои накладываются на подготовленную поверхность, ее техника строится на создании отдельных элементов, из которых складывается целостная композиция.

Современное искусство фото
Фрагмент панно «Компромисс». Фарфор, пигмент, латунь. 2025
Современное искусство фото
Фрагмент панно «Сказка». 2024

Работа с фарфором требует не только художественного, но и глубокого технического знания. Этот материал обладает уникальной пластичностью, но при этом требует филигранной точности в обращении. Тонкие лепестки, из которых формируются панно Валерии, создают эффект текучести, движения, почти импрессионистической легкости.

Валерия Исяк работы фото
Панно «Нити». Фарфор, пигмент, сталь.  2024

Отсюда можно проследить параллели с живописью, а особенно с французскими импрессионистами. Как Пьер Боннар, работы которого являются неиссякаемым источником вдохновения для художницы, запечатлевал свет и атмосферу через тончайшие цветовые переливы, так и Валерия создает вибрацию света и тени через игру фактур и оттенков фарфора. Однако, в отличие от живописи, в ее работах свет не отражается от поверхности, а проникает сквозь форму, создавая сложные пространственные эффекты.

Современное искусство фото
Фрагмент панно Elemental Force. Фарфор, латунь.  2024
Современное искусство фото
Фрагмент панно «Нити»

Важную роль в становлении техники художницы сыграла работа с традиционными материалами. Академическое образование дало ей возможность изучить старинные техники монументального искусства: фреску, мозаику, сложные многослойные живописные техники. В частности, работа над мозаичным проектом в храме Святого Саввы в Белграде стала для нее переломным моментом. Здесь она овладела техникой работы с каменной смальтой и смогла почувствовать мощь крупного формата. Именно это сформировало желание Валерии искать собственный путь в монументальном искусстве, но уже через другой материал.

Современное искусство фото
Панно Elemental Force

Мозаика и фарфор, несмотря на их различия, обладают схожей природой: обе техники предполагают создание целостного образа из множества фрагментов. Однако если мозаика сохраняет четкую структурную композицию, фарфор словно растворяется, создавая иллюзию текучей, живой материи. Что позволяет уйти от простой орнаментальности и декоративности в исследование границ искусства, где живопись становится скульптурой, а керамика превращается в цветовую субстанцию.

Валерия Исяк работы фото
Панно Powder. Фарфор, пигмент, латунь.  2024

Идея хрупкости занимает центральное место в искусстве Валерии Исяк. Фарфор — материал одновременно прочный и уязвимый. Он выдерживает высокие температуры и остается неизменным веками, но в то же время любое неосторожное движение может его разрушить. Этот парадокс становится метафорой самой жизни, а также искусства как такового. Каждое панно художницы — это диалог с природой материала, с его возможностями и ограничениями. Однако хрупкость здесь не воспринимается как слабость. Напротив, она становится символом внутренней силы. Тысячи лепестков, собранных в единое целое, напоминают о том, что даже самые хрупкие элементы могут создавать грандиозные формы.

Валерия Исяк работы фото
Панно Vortex. Фарфор, пигмент, латунь. 2024

Фарфоровые панно Валерии Исяк — это одновременно оммаж классическому искусству и эксперимент с материалом. В них заключен колоссальный опыт работы с крупными форматами, знание старинных техник и желание исследовать новые художественные границы. Через этот сложный, трудоемкий процесс автор выстраивает тонкий диалог между живописью и скульптурой, между традиционным ремеслом и концептуальным искусством. И этот диалог, несомненно, делает ее работы не просто декоративными объектами, а произведениями, способными оставить след в истории современного искусства.

Современное искусство фото
Фрагмент панно Powder
Современное искусство фото
Фрагмент панно Smoke. Фарфор, пигмент, сталь 2024

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит