
В современном искусстве границы между материалами и техниками продолжают размываться, открывая новые возможности для художественного высказывания. В этом контексте творчество Валерии Исяк представляет собой убедительный пример симбиоза традиционных ремесленных практик с актуальными художественными стратегиями. Авторская методика Валерии Исяк, основанная на работе с тончайшими лепестками фарфора, выходит за рамки утилитарного керамического искусства и формирует самостоятельный пласт монументальной живописи.
По теме: Ceramic Brussels 2025: весь цвет современной керамики
Панно, создаваемые художницей, балансируют на грани живописности и скульптурности, сочетая тактильность материала с выразительностью цветовых и световых эффектов. В ее произведениях проявляется диалектическое взаимодействие долговечности и хрупкости, классического наследия и современных поисков.

Образование в Московском государственном академическом институте имени В. И. Сурикова на факультете монументальной живописи заложило в основу ее работ масштабность мышления и точность в работе с материалами. Монументальная живопись традиционно предполагает работу с крупными форматами, сложными композициями и разнообразными техниками: от фрески и мозаики до многослойной живописи. Все это нашло отражение в фарфоровых панно, где каждая деталь работает так же, как мазок масляной краски по холсту.

Каждое панно Валерии — это одновременно живописная поверхность и материальный объект, соединяющий в себе тонкость керамики и глубину художественного образа. В отличие от традиционной монументальной живописи, в которой цветовые слои накладываются на подготовленную поверхность, ее техника строится на создании отдельных элементов, из которых складывается целостная композиция.


Работа с фарфором требует не только художественного, но и глубокого технического знания. Этот материал обладает уникальной пластичностью, но при этом требует филигранной точности в обращении. Тонкие лепестки, из которых формируются панно Валерии, создают эффект текучести, движения, почти импрессионистической легкости.

Отсюда можно проследить параллели с живописью, а особенно с французскими импрессионистами. Как Пьер Боннар, работы которого являются неиссякаемым источником вдохновения для художницы, запечатлевал свет и атмосферу через тончайшие цветовые переливы, так и Валерия создает вибрацию света и тени через игру фактур и оттенков фарфора. Однако, в отличие от живописи, в ее работах свет не отражается от поверхности, а проникает сквозь форму, создавая сложные пространственные эффекты.


Важную роль в становлении техники художницы сыграла работа с традиционными материалами. Академическое образование дало ей возможность изучить старинные техники монументального искусства: фреску, мозаику, сложные многослойные живописные техники. В частности, работа над мозаичным проектом в храме Святого Саввы в Белграде стала для нее переломным моментом. Здесь она овладела техникой работы с каменной смальтой и смогла почувствовать мощь крупного формата. Именно это сформировало желание Валерии искать собственный путь в монументальном искусстве, но уже через другой материал.

Мозаика и фарфор, несмотря на их различия, обладают схожей природой: обе техники предполагают создание целостного образа из множества фрагментов. Однако если мозаика сохраняет четкую структурную композицию, фарфор словно растворяется, создавая иллюзию текучей, живой материи. Что позволяет уйти от простой орнаментальности и декоративности в исследование границ искусства, где живопись становится скульптурой, а керамика превращается в цветовую субстанцию.

Идея хрупкости занимает центральное место в искусстве Валерии Исяк. Фарфор — материал одновременно прочный и уязвимый. Он выдерживает высокие температуры и остается неизменным веками, но в то же время любое неосторожное движение может его разрушить. Этот парадокс становится метафорой самой жизни, а также искусства как такового. Каждое панно художницы — это диалог с природой материала, с его возможностями и ограничениями. Однако хрупкость здесь не воспринимается как слабость. Напротив, она становится символом внутренней силы. Тысячи лепестков, собранных в единое целое, напоминают о том, что даже самые хрупкие элементы могут создавать грандиозные формы.

Фарфоровые панно Валерии Исяк — это одновременно оммаж классическому искусству и эксперимент с материалом. В них заключен колоссальный опыт работы с крупными форматами, знание старинных техник и желание исследовать новые художественные границы. Через этот сложный, трудоемкий процесс автор выстраивает тонкий диалог между живописью и скульптурой, между традиционным ремеслом и концептуальным искусством. И этот диалог, несомненно, делает ее работы не просто декоративными объектами, а произведениями, способными оставить след в истории современного искусства.

