«Изображая воздух»: пять неочевидных авторов на выставке в Музее русского импрессионизма
8 февраля 2025 г.
14 февраля в Музее русского импрессионизма откроется выставка «Изображая воздух. Русский импрессионизм». Проект покажет, насколько широко идеи и приемы новой живописи проникли в творчество отечественных мастеров, и подсветит многообразие подходов к передаче света, воздуха и мгновенных впечатлений
Работы Константина Коровина, Станислава Жуковского, Николая Тархова представят на выставке в Музее русского импрессионизма импрессионизм как самостоятельное и многогранное явление. Однако в экспозицию войдут и работы авторов, которые сегодня ассоциируются с другими направлениями.
По теме: Выставки в Москве: зимний арт-дайджест
Это неудивительно: к началу XX века импрессионизм был широко известен — Сергей Щукин демонстрировал свое собрание в Москве, сами художники путешествовали по Европе и видели работы зарубежных коллег. Рассказываем о пяти мастерах — представителях авангарда, лучизма и даже соцреализма, у которых был период увлечения импрессионизмом.
Илья Машков
«Рыжеволосая натурщица на фоне ковра», 1908
Имя Ильи Машкова неразрывно связано с объединением «Бубновый валет», которое он основал вместе с Петром Кончаловским. Однако в начале 1900-х годов в поисках собственного художественного языка Машков обращался и к импрессионизму. В 1907 году он отправился в путешествие по Европе, где познакомился с новыми художественными течениями.
В работе «Рыжеволосая натурщица на фоне ковра» сквозь импрессионистические приемы проявляются черты будущего стиля мастера: смелые цветовые решения и энергичная манера письма. В 1910-х годах Машков перешел к более экспрессивной и декоративной манере, вдохновляясь народным искусством и традиционной иконописью. Его поздние работы отличаются яркой палитрой, упрощенными формами и подчеркнутой материальностью, резко контрастирующими с импрессионистской легкостью.

Михаил Ларионов
«Волы на отдыхе», 1908
Одна из ключевых фигур авангарда и изобретатель собственной абстрактной системы, лучизма, Михаил Ларионов начинал как импрессионист. Его работы этого времени отличаются жанровым разнообразием: от пейзажей и натюрмортов до анималистических сцен. В его работах заметно влияние пуантилизма, где будничные сюжеты сочетаются с изысканной светоцветовой трактовкой. Однако к концу 1900-х годов Ларионов отходит от импрессионизма и двигается дальше к смелых авангардным идеям.
В конце 1900-х годов Ларионов ищет новые способы изображения человека и мира, отказываясь от гармонии импрессионизма в пользу более экспрессивных и условных форм. Анималистические этюды стали последним значительным импрессионистическим опытом в творчестве Ларионова.

Роберт Фальк
«Молодые стволы», 1907
В творчестве одного из самых ярких представителей авангарда Роберта Фалька также был период, связанный с импрессионизмом. В студенческих работах Фалька заметно влияние его учителей — Константина Коровина и Валентина Серова. В этот период Фальк увлекался передачей света и цвета, стремясь запечатлеть изменчивость природы. Пейзажи будущего бубнововалетовца, например, «Молодые стволы», отличаются пастозным мазком, а яблоневые цветы расцвечены пуантелью.
Сегодня Роберт Фальк ассоциируется с более поздними этапами его творчества, когда он обратился к постимпрессионизму, а затем перешел к собственному уникальному стилю, сочетающему элементы авангарда и традиционной живописи. Его работы стали более условными, с акцентом на объем и конструкцию, что предвосхитило его дальнейшие поиски в этой области.

Исаак Левитан
«Летний день», 1880-е
Исаак Левитан часто обращался к близким импрессионизму приемам, хотя его творчество в целом сложно отнести к этому направлению. Работы мастера лирического пейзажа отличаются вниманием к свету, воздушной среде. Однако в отличие от французского «оригинального» явления «левитановский импрессионизм» нетипичен: работы художника даже при наличии импрессионистических элементов всегда были направлены на создание глубокого эмоционального настроения, продолжительного созерцания, а не на фиксацию мимолетного впечатления.

Константин Юон
«Голубой куст», 1908
В конце 1900-х Константин Юон написал «Голубой куст», работу, которая стала редким примером чистого импрессионизма в его творчестве. Художник использовал свет и цвет, чтобы запечатлеть красоту природного явления, поймать состояние. Однако этот опыт стал единичным — позже художник концентрировался на создании монументальных, насыщенных деталями композиций, посвященных народным праздникам, архитектурных пейзажей и исторических сцен. Его работы сочетают в себе реалистическую основу с декоративностью и символической глубиной.