Биеннале исламского искусства 2025 в Джидде: масштаб и диалог
10 февраля 2025 г.
Полина Сурина, арт-консультант, основатель компаний ArtisDomus и 2Shades, специально для INTERIOR+DESIGN рассказывает о впечатлениях от Исламского биеннале 2025
За последние годы Биеннале исламского искусства в Саудовской Аравии стало одним из самых ярких и значимых событий на арт-сцене, и я просто не могла его пропустить. Браво кураторам Джулиану Рэби, Амину Джафферу, Абдель Рахману Аззаму и саудовскому художнику Муханнаду Шоно, которые блестяще справились с задачей подготовки второй главы биеннале, стартовавшей под девизом And All That Is In Between («И все, что между»). Саудовская Аравия — это о видении, идеях и сохранении исторических корней, а также о взаимодействии и построении диалога. Само пространство Western Hajj Terminal, разработанное архитектурной фирмой OMA, поражает ощущением свободы: здесь хочется жить, творить и достигать новых высот.
По теме: Frieze Sculpture 2024: выбор арт-консультанта Полины Суриной
Удивило количество участников и знакомых лиц: кураторов, галеристов, коллекционеров, художников, некоторые из которых представлены в ArtisDomus и 2Shades. Было действительно приятно осознавать, что несколько лет назад мы верно выбрали тех, кто сейчас участвует в этом грандиозном событии.
.jpg.webp)
Полина Сурина
Арт-консультант, основатель компаний ArtisDomus, 2Shades

Что касается искусства на биеннале, выбрать лучшее действительно сложно. Даже то, что на первый взгляд кажется простым, на поверку оказывается глубоким. Я стараюсь всегда подходить к выставкам с чистым взглядом, не поддаваясь влиянию мэтров, но в этот раз наши мнения с экспертами во многом совпали. Например, притягательное воздушное пространство молитвенного зала «Муссала», разработанное студией EAST Architecture в сотрудничестве с художником Райаном Табетом и инженерами AKT II, впечатлило своим стилем и концептуальной глубиной. Я была счастлива пообщаться с создателями этого проекта, удостоенными специальной премии.

Не могу не отметить и «Эхо неба» Насрина Насери — поэтичную работу, вдохновленную персидской поэзией XII века и рассказывающую о мифическом путешествии птиц в поисках божественного Симорга. Она объединяет исламские архитектурные модели с размышлениями о духовном просветлении и единстве. Или работа Alidade Мехди Монташара, представленная одной из моих любимых дальневосточных галерей. Это архитектурное сооружение-ворота, предлагающее посетителям разные точки зрения и возможность пересечения в центре, имитируя физический опыт ориентации. Простая, элегантная, но в то же время мощная и глубокая инсталляция.

Также меня впечатлила огромная восьмиугольная инсталляция из нейлона Имрана Курейши, расположенная между павильонами Мекки и Медины. Ощущение гармонии и спокойствия, создаваемое центральным водным каналом в форме креста и окружающей зеленью, символизирующими оазис на пути между двумя священными городами, было просто завораживающим. Я даже позволила себе прилечь на пол, а рядом со мной прилегли художник и известный куратор, и мы смогли полностью погрузиться в атмосферу работы.

Отдельного внимания заслуживает Magnetism Ахмеда Матера — визуальная метафора паломничества в Мекку. Магнит, напоминающий форму Каабы, создает завораживающую композицию из металлических частиц, отражая ритуальное кружение паломников вокруг святыни. Многогранная инсталляция одновременно отсылает к исламской культуре и философии, а также к универсальным концепциям притяжения, движения и гармонии.

И, наконец, нельзя не упомянуть Min Rukam Асима Вакифа — интерактивную инсталляцию из плетеного бамбука, приглашающую посетителей взаимодействовать, создавая мелодии и звуки. Это работа, отражающая интерес художника к вопросам устойчивости, сохранения традиционного мастерства и поиска баланса между ремеслом и новыми технологиями. Все это — лишь малая часть того, что поразило меня на Биеннале исламского искусства 2025 в Джидде. Однозначно рекомендую! П
До 25 мая 2025

%201.jpg.webp)