«Обезьяна» Осгуда Перкинса: новый фильм в контексте жанра хоррора

22 февраля 2025 г.

25 февраля КАРО.Арт и кинопрокатная компания Global Film проводят премьерный показ хоррора «Обезьяна», снятого по рассказу Стивена Кинга автором «Собирателя душ» Осгудом Перкинсом. Что таится за жанром фильма ужасов в режиссерском исполнении Осгуда Перкинса, рассказывает автор INTERIOR+DESIGN Ирина Герасимова
Оператор Андрес Арочи и режиссер Осгуд Перкинс

Фильм «Собиратель душ», пожалуй, самый обсуждаемый хоррор 2024 года, который вошел практически во все подборки, никого не оставив равнодушным. Международное экспертное сообщество в восторге, а сборы фильма в прокате сделали его одним из самых успешных в своем жанре. Эта картина познакомила широкую публику с режиссером Осгудом Перкинсом, ранее снимавшем скорее нишевые фильмы («Февраль» 2015, «Гретель и Гензель» 2022). Интересно, что Осгуд Перкинс — сын Энтони Перкинса, сыгравшего главную роль в фильме «Психо» Альфреда Хичкока.


По теме: Фестиваль авторского кино КАРО.Арт: разговор с программным директором проекта Натальей Гаврук-Гаврилиной

Энтони Перкинс, Берри Беринсон, Осгуд Перкинс, Элвис Перкинс

Кадр из фильма «Психо»

Первый фильм «Февраль» в качестве режиссера (еще он актер и сценарист) Осгуд Перкинс выпустил в 2015 году, и в общем-то на сегодняшний день он уже стал знаковым автором фильмов ужасов «новой волны» — сейчас этот жанр меняется и развивается как одно из наиболее ярких артхаусных направлений в кино. Объединяет эти фильмы общее ощущение того, что зло — это некий хтонический и непознаваемый в своей сущности мир, который присутствует всегда и везде параллельно привычной нам реальности, а в определенных обстоятельствах его чрезвычайно жестокая природа вырывается наружу. Фильмы Осгуда Перкинса притягательны тем, что его кинематографический язык создает чувство связи с потусторонним или бессознательным миром, не всегда показывая его буквально и часто играя с дистанцией — мы только догадываемся о зле, а совсем скоро оно оказывается слишком близко к зрителю во всей его красноречивости.

Кадр из фильма «Февраль»

Фильмы Осгуда Перкинса — метафорические, меланхоличные, замедленные и мрачные. Что может быть выразительнее названия «Февраль», особенно для жителей России, если речь об ощущениях от мира вокруг себя? Чтобы такой подход работал, крайне важны детали: музыка, свет, интерьеры. Визуальный код фильмов Осгуда Перкинса как минимум эстетский. Здесь и намеки на хрестоматийные образы из классики фильмов ужасов, включая черно-белое кино, и ретроэстетика, и излишнее затемнение в кадре, предполагающее вглядывание в экран.

Кадр из фильма «Носферату»
Кадр из фильма «Февраль»
Кадр из фильма «Собиратель душ»

Через все фильмы проходит Осгуда Перкинса проходит общее чувство почти мифологической «сделанности» на грани с фольклором. При этом в фильме «Гретель и Гензель» дом ведьмы в лесу выполнен в духе современной минималистичной архитектуры — это не пряничный домик, а лаконичная геометричная конструкция черного цвета, напоминающая весомую часть современных загородных домов.

Кадр из фильма «Гретель и Гензель»

Несмотря на то что сюжет «Февраля» и «Гретель и Гензель» предлагает погрузиться в вымышленные миры, основной принцип развития действия достаточно психологизирован — оба фильма можно рассматривать как историю взросления, сопровождающуюся одиночеством, страхами и обретением собственной силы. В «Собирателе душ» этот мотив выражен еще более буквально: Собиратель приходит к девочкам в их день рождения, а сам фильм Осгуд Перкинс и Николас Кейдж посвятили своим матерям.

Кадр из фильма «Февраль»
Кадр из фильма «Собиратель душ»
Кадр из фильма «Собиратель душ»

С визуальной точки зрения в «Собирателе душ» в интерьерах и костюмах просматриваются отсылки к 1990-м, хоть и довольно условные. Здесь же появляются кадры, снятые на пленку, — прием фильма в фильме и темы воспоминаний, памяти ведет зрителя по непредсказуемому лабиринту.

Кадр из фильма «Собиратель душ»

В новом фильме «Обезьяна» братья-близнецы Билл и Хэл находят на чердаке старую заводную обезьянку и спустя много лет вновь сталкиваются с демонической силой. Судя по кадрам, нам предстоит увидеть самый кровавый на сегодняшний день фильм Осгуда Перкинса, хотя его связь с предыдущими работами режиссера очевидна — отсылки к детству и взрослению, ощущение застывшего времени, тоскливый пейзаж в сочетании с холодной ламповой цветокоррекцией.

Кадр из фильма «Обезьяна»

Вдохновляйтесь ВКонтакте с нами