Разговор с основательницами PA Gallery Еленой Паршиной и Надеждой Аванесовой
21 февраля 2025 г.
В большом выставочном зале арт-платформы Cube.Moscow галерея Елены Паршиной и Надежды Аванесовой PA Gallery представляет масштабный проект «Кабинет галериста», который можно увидеть до 13 апреля 2025 года
Как проходила работа над выставкой «Кабинет галериста»?
Елена Паршина: «Кабинет галериста», с одной стороны, складывался всю историю деятельности PA Gallery, а с другой — родился органично и одномоментно. Нам показалось важным и интересным предложить зрителям заглянуть в пространство, где формируются идеи и смыслы наших выставок и проектов. «Кабинет галериста» — это своего рода перевертыш: мы выворачиваем наизнанку закулисье галереи, как Ренцо Пьяно вынес на фасад линии коммуникаций в конструкции Центра Помпиду.
Экспозиция, в которую вошли работы из собрания галереи, наших личных коллекций и произведения художников, с которыми мы работаем, с одной стороны, отражает ДНК галереи, а с другой — является визуализацией нашей пока неосуществленной мечты: собственного кабинета с большой библиотекой, комодом-картотекой и знаковыми для нас предметами. Репетируем и визуализируем. Как говорится: Fake it till you make it.
Надежда Аванесова: Мы долго размышляли и обсуждали, о чем нам хотелось бы сделать большую выставку, и поняли, что пришло время рассказать нашему зрителю о себе. В случае с персональными проектами художников мы не имеем такой прямой возможности, а с групповым проектом — вполне. Все годы работы галереи мы себе представляем наш «идеальный кабинет» таким, каким его описала Елена, то есть, наполненным произведениями искусства, без которых мы не представляем свою жизнь и работу. Этим мы и хотели поделиться — пригласить зрителя заглянуть в нашу личную творческую лабораторию.

Выставка проходит в пространстве Cube.Moscow. Как получается совмещать отдельные проекты, как, например, «Кабинет галериста», с общей программой площадки?
Елена Паршина: В первую очередь для нас важно попадание проекта в программу галереи. За годы нашего сотрудничества с Cube.Moscow у нас сложились очень доверительные отношения, и противоречия в согласованиях не возникают. С момента основания — как PA Gallery, так и Cube.Moscow — мы растем и развиваемся вместе, благодарим команду за доверие, поддержку и возможность диалога искусства с широкой аудиторией.
Надежда Аванесова: Поскольку мы разделяем общие ценности — поддержка и продвижение современного искусства, несостыковок между нашими проектами и программой Cube.Moscow нет. Наоборот, мы усиливаем друг друга: галерея создает эффектные проекты, а площадка делает видимым и досягаемым современное искусство для большого количества людей.

Какую цель вы ставили перед собой до начала работы над этим проектом?
Надежда Аванесова: Одна из целей проекта — вдохновить нашего зрителя. Люди не всегда себе представляют, как жить с современным искусством: они видят его в музеях или стерильных выставочных залах. Мы попытались показать некое личное пространство, наполненное работами художников, — выставка «Кабинет галериста» в данном случае служит как бы живой 3D-визуализацией интерьера с искусством. Один из экспонатов в экспозиции — большая книга о домах мировых арт-дилеров, которыми мы в свою очередь вдохновляемся.
Елена Паршина: В течение года мы фокусировались на концептуальных проектах наших художников — показали групповую выставку «Функция. Аффект», выставку-высказывание «Универсальная картина» Ани Желудь, персональные проекты Антона Конюхова «Витрина» и «Мягкие ландшафты» Олега Хвостова — и сейчас решили сделать более личный проект, раскрывающий наши интеллектуальные и эстетические ориентиры. В нем в том числе содержатся скрытые отсылки к важным для нас проектам разных лет — своеобразные «артефакты» нашего галерейного бытия. Это, например, утка Дениса Прасолова из инсталляции Non Testatum 2019 года — нашего первого галерейного проекта, который удостоился премии имени Сергея Курехина, маска Дмитрия Шабалина, которую мы показывали в пространстве Фонда Джорджио Чини в рамках параллельной программы 59-й Венецианской биеннале, объекты Анны Казьминой из проекта «Искусство абиогенеза», который мы представляли на ярмарке ART021 2023 года в Шанхае и получили приз за лучшую концепцию стенда. Всю экспозицию пронизывают канонические объекты-скульптуры Ани Желудь из проекта «Персональное пространство», а непосредственно из-за стола кабинета мы наслаждаемся крупноформатной живописью Андрея Волкова и деконструированными холстами Антона Конюхова из проекта «Направленные действия».
В процессе работы над выставкой созрела еще одна цель — описание и каталогизация коллекции галереи: мы поняли, что накопился довольно объемный корпус произведений, в числе которых, например, работы Евгения Михнова-Войтенко, Владимира Яковлева, Энтони Акинболы, Дуни Захаровой, Влада Кулькова, Олега Устинова.

Почему в качестве метафоры вы выбрали отсылку к «Кабинету редкостей»?
Надежда Аванесова: Мы как искусствоведы любим обращаться к истории искусства и выстраивать диалоги времен — в рамках этого проекта нам интересно представить себе кабинет нашего условного коллеги из прошлых веков. Мы часто включаем антикварную или винтажную мебель в наши экспозиции — стол в «Кабинете галериста», к примеру, в стиле Людовика XV конца XIX века. Думаю, что эта выставка — лишь начало наших размышлений на тему «кабинетов» и вообще пространств, в которых живет и работает человек. Все они, на наш взгляд, не могут существовать без искусства.
Елена Паршина: Кабинет — мое любимое пространство присутствия. И кажется логичным рассказать про себя через визуализацию этой среды работы, рефлексии и создания смыслов.
.jpg.webp)
Как вы выбираете художников, с которыми работаете?
Елена Паршина: Долго и скрупулезно. Художники, с которыми мы работаем, — наши партнеры. Мы начинаем с того, что какое-то время наблюдаем за развитием визуального языка художника, покупаем его работы в свои личные коллекции, живем с его искусством. Затем знакомимся с автором лично и понимаем для себя, насколько совпадают наши взгляды и ценности. Влюбляемся, формируем стратегию и начинаем работать.
Надежда Аванесова: Мы работаем с небольшим количеством художников, и с каждым у нас свой путь и своя история. Прежде всего, их искусство должно нравиться всем партнерам галереи (третий партнер галереи — Александр Баландин. — Прим. ред.). Бывают удивительные совпадения — несколько раз случалось так, что мы обращали внимание на одних и тех же художников в разных местах в разные периоды нашей жизни, и в результате сейчас мы с ними сотрудничаем. Со всеми художниками мы стремимся построить долгосрочные доверительные отношения.

Какая программа у вашей галереи?
Елена Паршина: Основной фокус стратегии PA Gallery — развитие карьеры каждого из 8 художников, которых на данный момент представляет галерея. Это Аня Желудь, Андрей Волков, Антон Конюхов, Алиса Горелова, Андрей Сяйлев, Олег Хвостов, Анна Казьмина, Адиль Аубекеров. Также мы работаем с тремя коллекциями нонконформистов — Евгения Чубарова, Владимира Трямкина и Владислава Зубарева.
Выставочная программа галереи сочетает персональные проекты художников галереи с групповыми кураторскими высказываниями. В среднесрочной перспективе мы планируем открытие дополнительного галерейного пространства для расширения круга художников — в рамках одной площадки сложно глубоко и последовательно работать с большим количеством авторов.
С 2023 года галерея участвует в одной из крупнейших мировых арт-ярмарок ART021 в Шанхае — мы планируем и дальше развивать свою деятельность на этом рынке и усиливать свое присутствие в регионе. Кроме того, нам хотелось бы расширять сотрудничество с музейными институциями: одним из недавних ярких опытов взаимодействия стали три персональные выставки наших художников — Андрея Сяйлева, Алисы Гореловой и Анны Казьминой — в «ГРАУНД Солянке». Также для нас ценно, что проект Андрея Сяйлева «Отель Зеленый», который PA Gallery впервые представила в 2023 году, недавно вошел в постоянную экспозицию филиала Третьяковской галереи в Самаре.
Что касается работы с клиентами галереи — мы постоянно расширяем круг предоставляемых услуг. Мы консультируем и пополняем коллекции наших клиентов работами не только русских, но и зарубежных художников, сопровождаем их на ведущих мировых ярмарках и биеннале, устраиваем визиты в студии художников в Париже, Нью-Йорке, Шанхае.
Надежда Аванесова: Мы последовательно и целенаправленно развиваем программу галереи с момента ее открытия шесть лет назад: представляем российских современных художников разных поколений, а также работаем с коллекцией российского неофициального искусства 1970-80-х годов. Вместе с художниками мы создаем сильные визуальные высказывания и, что важно, сохраняем этот принцип, участвуя в коммерческих ярмарках. Галерея также занимается исследовательской деятельностью, организацией музейных выставок.
Международное продвижение галереи и художников — важная часть программы, заложенная на старте существования галереи. Мы планируем не ограничиваться участием в шанхайской ярмарке ART021 и в долгосрочной перспективе будем стремиться развивать свою деятельность на западноевропейском рынке искусства, работать с зарубежными художниками. Глобальная цель — присутствие работ наших художников в ведущих музейных и частных коллекциях, их участие в международных проектах. К примеру, в ноябре мы продали инсталляцию Ани Желудь в одну из важнейших частных китайских коллекций современного искусства — Cc Foundation Дэвида Чао.

С какими сложностями вы как галеристы сталкиваетесь в своей работе?
Елена Паршина: Основная сложность галерейного дела как в России, так и в мировом контексте заключается в соблюдении баланса между коммерческой деятельностью и некоммерческими проектами. При соблюдении этого баланса все остальное складывается из операционной деятельности и дисциплинированной работы ответственной креативной команды, влюбленной в свое дело, которую мы постепенно строим.
Надежда Аванесова: Я полностью поддерживаю слова Елены про баланс между коммерческим и некоммерческим — это действительно основная сложность, в которой непросто очертить эту тонкую грань. Хочется все охватить, реализовать — и концептуальные музейные высказывания, и коммерческие события, не всегда хватает времени на все задуманное. Не могу также не упомянуть текущую изоляцию от мирового арт-рынка — хочется все же стремиться быть частью большого международного сообщества. Остальные трудности относятся к категории житейских, технических.
Какая роль у галериста в современной арт-сфере?
Елена Паршина: Галерист безусловно является связующим звеном между художником и миром, который сильно усложнился и ускорился даже за последнее столетие. Сфера искусства стала намного более сегментирована: при относительно небольшом объёме рынка, в нее вовлечено намного большее количество сторон — коллекционеры, музеи и различные институции, аукционы, кураторы, СМИ и т.д. Необходимо простраивать огромное количество различных связей, над чем и работает галерея в партнерстве с художником.
Если говорить именно про российский контекст, нам кажется, в текущих условиях роль частной галереи усилилась и углубилась, переросла в миссию. В условиях ограничений, которые есть у музейных институций, частные галереи стали фактически единственным местом первичного диалога между художником и зрителем, площадкой для показа наиболее экспериментального смелого искусства.
Надежда Аванесова: Помимо основной функции — отбор лучших художников для представления их на рынке — галерист играет множество ролей: он должен быть одновременно искусствоведом, психологом, куратором, хранителем, монтажником, продавцом, бухгалтером, юристом, архитектором. Галерист — это скорее призвание, а не профессия, в галерейном деле много служения. Для нас это образ жизни, которым мы рады делиться с нашими зрителями, коллегами и коллекционерами, в том числе при помощи таких проектов как «Кабинет галериста».


