Огонь идет: Масленица 2025 в Никола-Ленивце
7 марта 2025 г.
Каждый год в Никола-Ленивце на Масленицу провожают зиму «большим огнем». Строительство огромного деревянного архитектурного объекта, который затем сжигают, начинается за 2-3 месяца. В этом году событие проходило 1 марта. Автор INTERIOR+DESIGN Ирина Герасимова рассказывает о том, почему это одно из важнейших зимних культурных событий в России
На самом деле Масленица в Никола-Ленивце это не только однодневный фестиваль, а рассказывание истории и процесс, которым команда проекта делится в медиапространстве задолго до самого события. Первым таким шагом можно считать ежегодное анонсирование темы и публикацию эскизов объекта, который придумал художник, — постоянная аудитория знает об этом и ждет заранее.
По теме: Как прошел фестиваль «Архстояние 2024» в арт-парке Никола-Ленивец: «Мы» или не мы?
Включаясь как зритель в такую игру, с самого начала вы получаете гораздо больше — на ваших глазах из эскиза начинают вырисовываться очертания объекта в поле (публикуются фотографии), вы успеваете к нему привыкнуть, а потом все сгорает. Это делается ежегодно на протяжении многих десятилетий, символически повторяя природный цикл, оставляя смерть зиме и празднуя начало новой жизни.

Важно знать, что сам по себе проект Никола-Ленивца — это мир идей, соответственно, и сюжет, ежегодно придумываемый для Масленицы, это некая концепция, чаще всего архетипическая и взятая из коллективного культурного поля, на которую команда предлагает обратить внимание, пересмотреть и перепридумать. В этом году в качестве темы выбрали мельницы, отсылая таким образом к сюжету из «Дон Кихота». Высота объекта составила 26 метров, а сама конструкция, цитировавшая эпизод битвы с ветряными мельницами в качестве размышления о борьбе с воображаемыми препятствиями, включала 24 башни-мельницы.

Неудобное искусство
В массовой культуре с большими фестивалями и стадионными концертами существует культ комфорта. Считается, что зритель приходит отдыхать и не должен испытывать неудобств. И хотя тот «большой огонь», на который ежегодно собираются тысячи людей, прикидывается массовой культурой, на самом деле таковой не является. Поездка на Масленицу в Никола-Ленивец — это не отдых, а приключение. Важно помнить, что поле по весне предполагает грязь. И если над идеей работает художник, то, скорее всего, он будет выступать как антагонист массовой культуре и предложит зрителям такие ситуации, которые будут подрывать обыденное восприятие.
Искусство всегда непрактично и, собственно, Масленица в Никола-Ленивце прямое тому подтверждение, потому что формула здесь: построить, чтобы сжечь, выстрадать, чтобы развеять пеплом по ветру.

Перформансы присутствия
Каждый год сожжение объекта сопровождается перформансом, идея которого связана с концепцией архитектурного сооружения. В этот раз, продолжая общую задумку, перед зрителями разыгрывалась очень вольная, в духе площадного театра, интерпретация персонажей Дон Кихота, Санчо Пансы и Дульсинеи. За театральную часть отвечал Олег Жуковский, он же был исполнителем главной роли, в дуэте с ним выступал Андрей Фейгин. Открытие этого года — Татьяна Калмыкова, вокал которой зрители слышали на протяжении всего процесса горения арт-объекта.





К слову, «Мельницы» сгорели достаточно быстро — за полчаса. Каждый раз команда проекта экспериментирует с формой пламени, то есть проектирует сценарии того, как пойдет огонь. В этом году избушка с мельницами была поставлена на деревянные «ножки», этот прием решал две задачи: создавал достаточный приток воздуха снизу для равномерного горения и выполнял функцию ярмарочной площади, где зрители могли гулять, а актеры — разыгрывать театральное действие.


Перформансы на Масленицу в Никола-Ленивце не стоит воспринимать как обособленную часть программы: кроме того, что действие возвращает зрителей к основной идее, оно играет определенную роль в организации пространства — сталкивает зрителя с концепцией. Театр здесь — это не буфер между работой архитектора и аудиторией, а инструмент заострения и драматизации действия в целом. Поэтому артист — глашатай, вестник, церемониймейстер, который обращает внимание зрителя на истинную суть происходящего.

