В Королевской Академии художеств показывают выставку, посвященную американскому художнику Джасперу Джонсу (р. 1930).
Первый масштабный показ поп-артиста в Великобритании (150 работ: живопись, скульптура, печатная графика) выглядит естественным продолжением диалога об американском послевоенном искусстве, начатом грандиозной выставкой абстрактного экспрессионизма, показанной в этих же залах год назад.
Мастер флагов, карт и больших букв, Джаспер Джонс родился в Южной Каролине и до ранней юности понятия не имел о том, что такое искусство. «В месте, где я вырос, не было ни художников, ни искусства, я, действительно, не знал, что это такое». Тем не менее решил учиться живописи, позже переехал в Нью-Йорк, где художественная среда была плотной — так много художников, галерей, коллекционеров и музейщиков, что Джаспер Джонс быстро наверстал упущенное. Его первая выставка в Нью-Йорке прошла в 1958-м и дала очень высокий старт карьере: с тех пор его популярность и вес только неуклонно росли.
Идея сделать картинку с американским флагом пришла Джасперу Джонсу осенью 1954 года. Эмалевые краски сохли слишком долго, он попробовал написать флаг в технике энкаустики, смешивая пигменты с воском. Горячий воск высыхал мгновенно, как только соприкасался с холстом. Кроме того, технику энкаустики знали живписцы Древней Греции и ранневизантийские иконописцы, поэтому флаг выглядел видавшим виды, будто сквозь это изображение просвечивают эпохи. Именно древняя техника в сочетании с простыми узнаваемыми символами позволила живописи Джаспера Джонса прозвучать оригинально и отстраниться от мощного потока абстрактного экспрессионизма.
«Надеюсь, в работе будет мерцать что-то, напоминающее правду, какое-то ощущение жизни, даже благодати». Джаспер Джонс, 2006.
У Джаспера Джонса интересный формат работ. Его флаги не то чтобы живописное изображение флага, а сам флаг, сделанный живописно: они воспринимаются одновременно как объекты и их изображение. То же касается его мишеней, карт, букв. Конечно, среди кумиров Джаспера Джонса был Марсель Дюшан. Джонс дружил с Робертом Раушенбергом, Мерсом Каннингэмом и Джоном Кейджем. И интеллектуальное общение с этими творческими индивидуальностями питало его рефлексию. В 1980-е годы его занимали сложносочиненные смыслы, связанные с воспоминаниями, сексуальностью, переживанием смертности. Все чаще он включал в свои полотна фрагменты или цитаты из полотен художников прошлого, в том числе Маттиаса Грюневальда, Пабло Пикассо, Эдварда Мунка. На выставке представлен и совсем поздний период творчества, более концептуальные серии Catenary и работы 5 Postcards, 2013 и Regrets, 2013
Выставка Jasper Johns. Something Resembling Truth открыта до 10 декабря 2017 года.