В самом южном городе Голландии Маастрихте открывается ярмарка искусства TEFAF. Амбициозная, богатая, требующая колоссальных усилий со стороны галеристов и организаторов, но, по уровню представленных работ, абсолютно недосягаемая для конкурентов. В этом году TEFAF объявил важнейшую новость. Ярмарка начинает экспансию в США. Осенью 2016 и весной 2017 года Нью-Йорк под брендом TEFAF на площадке Park Avenue Armaory будет принимать лучшие галереи Старого и Нового света.
Начиналось мероприятие, как скромная выставка десятка европейских дилеров, специализирующихся на старых мастерах. С годами к главной теме присоединялись новые периоды и направления, разнообразились техники, расширялась география, так появилась живопись XIX века, потом декоративно-прикладное искусство, античность, искусство ХХ века, относительно недавно образовались разделы, посвященные дизайну и графике.
Место проведения, выставочный центр МЕСС (Maastricht Ehibition and Congress Center) — современное здание, отлично оборудованное под проведение разного рода ярмарок, но в период проведения TEFAF организаторы умеют преобразить нейтральное пространство в роскошный город (по традиции все оси, по которым расположены стенды, названы в честь улиц Парижа, Нью-Йорка, Лондона, а все пересечения в честь знаменитых площадей). Голландцы верят в силу цветов, потому щедро наполняют входную зону и проходы тюльпанами, анемонами, орхидеями или фрезией.
«Лучшие из лучших» готовятся к ежегодному смотру как празднику и профессиональному состязанию. В 2016-м сразу несколько галерей показывают итоги кропотливого многолетнего труда. Bernard de Grunne Tribal Fine Arts потратила четыре года, собрав коллекцию музейного уровня из 18 сидящих фигурок с Берега Слоновой Кости. Галерея Helga Matzke представляет 12 Королевских подсвечников, сделанных в XVIII веке мастерами Берлина и Потсдама. Невероятную коллекцию рисунков Рене Магритта (1898–1967) показывает William Weston Gallery (проданная впервые этой же галереей в 70-х годах, она вернулась к верным своему делу продавцам). Коллекцию такого уровня собрать с нуля практически невозможно.
Как обычно, одни из самых сильных на TEFAF — продавцы живописи от Ренессанса до шедевров XIX века. Полотно П-О. Ренуара (1841–1919) «На водах», 1885, которое эксперты относят к первым опытам мастера на пленере, — гордость лондонской галереи Dickinson. Среди хитов стенда галереи Colnaghi — натюрморт с цветами в вазе и ящерицей, жуком-рогачом и насекомыми в нише с обманкой в виде позолоченной рамы, 1615, работа Руланта Саверея (1576-1639). На стенде Mehringer & Benappi показывают жемчужину— живописную работу художника Риччарелли (Д. да Вольтерра, 1509–1566). На его Богоматерь с младенцем Христом, младенцем Иоанном Крестителем и Св. Варварой уже идут смотреть гости TEFAF, потому да Вольтерра известен, прежде всего, как мастер монументальных фресок.
В этому году интересным выглядит проект TEFAF Curated, дополняющий раздел искусства XX века. Цель этой экспозиции — создать эффектный диалог между произведениями современных художников и старым искусством. Куратор, искусствовед из Амстердама, Марк Кремер сделал экспозицию-оммаж Йозефу Бойсу (1921–1986), которая называется «Покажи свою рану». Семь работ художников из семи галерей собраны как ответ на знаменитую скульптуру Бойса Ziege Deine Wunde, показанную в подземном переходе в Мюнхене в 1976 году.
TEFAF продолжает развивать раздел, посвященный дизайну. Американская галерея Demisch Danant традиционно во главу угла ставит персоналии. В этом году Сьюзанн Демиш привезла несколько вещей Мишеля Бойера, в том числе стол из полированной стали и ореха, 1970, спроектированный по заказу Эли де Ротшильд. Берлинский галерист Ульрих Фидлера в настоящий момент увлечен творчеством шведского архитектора, строителя берлинского метро Альфреда Гренандера (1863–1931). В Маастрихт Фидлер привез несколько его предметов, включая мебель для виллы Трангваллен (1906-07) в шведском городке Фальстербо.
На ярмарке не только продают и покупают, но и анализируют тенденции арт-рынка. Каждый год именно в Маастрихте представляется ежегодный отчет TEFAF Art Market Report, в котором зафиксированы все взлеты и падения цен по направлениям и странам. Например, уже ясно, что годовой оборот продаж снизился на 7% с 68.2 до 63.8 млрд. долл. Зато рынок послевоенного искусства чувствует себя неплохо.
Ярмарка TEFAF продлится до 20 марта. Самое интересное, итоги продаж — впереди.