Центр Помпиду, главный музей современного искусства Франции, продолжает выражать любовь к русскому искусству. В честь столетия назначения Марка Шагала уполномоченным Коллегии по делам искусств Витебской губернии в Париже проходит масштабная выставка «Шагал, Лисицкий, Малевич: русский авангард из Витебска (1918-1922)».
По теме: Русская «Коллекция!» в Париже. Дар русских меценатов Центру Помпиду
250 произведений знаковых фигур отечественного авангарда приехали из Третьяковской галереи, Русского музея, музея Стеделейка, МоМА, музея Людвига, музеев Витебска и Минска, собраний европейских и американских фондов и частных коллекционеров.
Роберт Фальк. «Витебск». 1921. © ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва. © Adagp, Paris 2018
Иван Кудряшов «Супрематизм». Общая схема оформления зрительного зала первого советского театра в Оренбурге. 1920. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Помимо Марка Шагала, Эль Лисицкого и Казимира Малевича экспозицию составили имена преподавателей и выпускников Витебского народного художественного училища (ВНХУ): Николая Суетина, Лазаря Хидекеля, Веры Ермолаевой, Илья Чашника. Европейская публика может полюбоваться графикой Ивана Кудряшова, Ефима Рояка, Льва Юдина, моделью памятника Карлу Либкнехту Давида Якерсона, живописью Кандинского, Фалька и др.
Марк Шагал. «Над городом». 1914 – 1918. Государственная Третьяковская галерея, Москва. © Adagp, Paris 2018
Эль Лисицкий и Казимир Малевич. «Супрематизм». Эскиз оформления занавеса для заседания Комитета по борьбе с безработицей, 1919. Государственная Третьяковская галерея, Москва. © Adagp, Paris 2018
Вера Ермолаева. Эскизы к опере «Победа над солнцем». 1920. Государственная Третьяковская галерея, Москва. © Adagp, Paris 2018
Эль Лисицкий. «Клином красным бей белых». 1919 – 1920. © Collection Van Abbemuseum, Eindhoen, Pays-Bas. © Peter Cox, Eindhoven, Pays-Bas
«В Витебск я возвращаюсь накануне 1-й годовщины Октябрьской революции, — писал Шагал. — Я собрал всех маляров и мастеров по вывескам: вы станете на время моими учениками… Комиссары были недовольны, почему корова зеленая, а лошадь летает по небу? »
Эль Лисицкий. Proun 1 D. 1919. © Kunstmuseum Basel, Schenking aus der Sammlung Oskar und Annie Müller-Widmann, 1965.
Обучение во ВНХУ проходило в формате свободных мастерских, где каждый художник преподавал свой взгляд на искусство без общих методик и оглядки на руководство. «Последовал период лихорадочной художественной деятельности, превративший школу в революционную лабораторию», — говорит куратор выставки Ангела Лампе. Период был коротким. В 1920 Шагал покинул «свободные мастерские» из-за разногласий с Малевичем, а в 1922 году ВНХУ прекратило существование по причине нехватки средств. Малевич, Лисицкий и Ермолаева основали в Витебске Уновис («Утвердители нового искусства»), создали «проуны», поддержали Суетина, Хидекеля и других студентов, создавших первые супрематические композиции.
Николай Суетин. «Витебск». 1920. Государственный Русский музей. © Adagp, Paris 2018
Chagall, Lissitzky, Malévitch : l'avant-garde russe à Vitebsk (1918-1922). Центр Жоржа Помпиду, Париж. С 28 марта по 16 июля
Василий Кандинский. «Москва. Красная площадь». 1916. Государственная Третьяковская галерея, Москва © Adagp, Paris 2018
После Парижа выставка переедет в Еврейский музей Нью-Йорка, где продолжится с 14 сентября по 2 января 2019 года.