Пять тем для коллекционирования. BRAFA 2018 глазами профи из России
5 марта 2018 г.
Русские гости ярмарки в Брюсселе — Тамара Вехова, Елена Куприна-Ляхович, Максим Боксер — комментируют предложение и спрос на искусство и дизайн.Итогами BRAFA довольны и галеристы, и организаторы выставки: сотни произведений нашли новых хозяев, а стенды посетили 64 тысячи гостей.
Работу Рубенса, выставленную за 6 млн евро Klaas Muller, написанную знаменитым фламандским живописцем в соавторстве с двумя другими художниками, купил коллекционер из США. Именитая Gladstone Gallery сообщила об удачной продаже работ Аниша Капура и Уго Рондиноне. Кресло (32 тыс. евро) и скамейка (35 тыс. евро) Карло Бугатти проданы галереями Robertoebasta и Galerie Mathivet.
Все предложение брюссельской ярмарки подтверждает, что среди самых популярных тем для коллекционирования остаются пять.
1. «Высокая эпоха». Искусство со Средних веков до XVII в.
2. Модернистская живопись ХХ века.
3. Послевоенная абстракция.
4. Дизайн ХХ века.
5. «Примитивное искусство».
В этом году среди многочисленных гостей из России BRAFA посетили и профессиональные арт-дилеры. Кто-то давно любит эту ярмарку, кто-то приехал впервые, но все высоко оценили ее потенциал.
Тамара Вехова: «Самое неожиданное — это степень свободы, смелости, и совершенно невообразимый фьюжн, который представляют собой стенды выставки. Музеи — это все-таки гербарии, систематизированные собрания, — здесь — напротив, огромное цветущее поле, где все травы вперемежку. Некоторые стенды буквально сделаны как жилые гостиные.
В экспозиции английской галереи Finch&Co был воссоздан кабинет коллекционера ученого-алхимика со старинными фолиантами, картинами на стенах, диковинами: тут тебе и чучело собаки, и панцирь черепахи, и сумасшедшее распятие с сияющей короной. Первоклассных вещей много, сориентироваться непросто.
В моем личном топ-листе — несколько произведений. Во-первых, абстракция Сержа Полякова — желтая, солнечная, которая за 450 тыс. евро продавалась в Galerie Pascal Lansberg. Также сердце мое тронула акварель Осипа Цадкина «Женщина в интерьере» на стенде парижской Galerie des Modernes и большая абстракция Андре Ланского. Жаль, что российские покупатели еще не оценили парижскую школу, художники которой отлично представлены в Брюсселе. Хороша африканская скульптура: до сих пор эти женщины с круглыми животами, выпученными глазами и торчащими дыбом волосами стоят у меня в памяти! Чего мне не хватило на выставке? Стенда с русским современным искусством. А если это будет Vehova Art Space — совсем хорошо, есть к чему стремиться».
Максим Боксер: «BRAFA совершенно особенная ярмарка, она проходит в Брюсселе, в городе с особым вкусом и кайфом к буржуазному стилю, сама ярмарка несет оттенок какого-то колониального шика. Ярмарка существует давно, за это время менялись организаторы, пытались слегка изменить формат и ориентацию стендов — добавить современного искусства, убавить tribal art и антики.
И что же? Бельгийская седовласая публика в мягких вельветовых штанах, платьях и остендовских бриллиантах все равно диктует свой стиль, стиль комфортного интерьера; они его чувствуют и понимают. Кроме того, бельгийцы умеют легко и с удовольствием покупать не слишком дорогие вещи. Мы дважды с галереей Ravenscourt почти десять лет назад участвовали в ярмарке и меня всегда привлекало это неспешное наслаждение, с которым местные покупатели предаются процессу выбора и покупки произведений. Похоже, все они точно знают, в какой угол своей уютной комнаты, выходящей окнами в туманный бельгийский сад, поставят очередное копье африканского вождя и на какую стену повесят небольшого изысканного Альбера Марке алжирского периода.
Другие мысленно прикидывают, как будет смотреться небольшой бархатный Брейгель над почерневшей доской старого камина, на которой уже стоит несколько оловянных или костяных амулетов моряков, современников Брейгеля, бороздивших когда-то опасные моря... Именно этого спокойствия и радости от поиска предметов так не хватает нашим коллекционерам. Именно за этим ощущением и стоит ездить в конце января в Брюссель».
Елена Куприна-Ляхович: «Я совершенно поражена атмосферой, публикой и качеством вещей. Здесь царит дух «настоящей Европы», не ушедшей, а вполне живой. Здесь нет заоблачных цен: даже Магритт не выходит за пределы 1,5 миллионов, а большинство вещей оценены в пределах от 5 до 50 тысяч евро. У посетителей ярмарки есть «привычка покупать». Команда BRAFA делает невероятно много для российской культуры, как ни парадоксально это звучит, обращая особое внимание на привлечение гостей из России, из страны, где плохо сохранились предметы материальной культуры, где очень мало вещей, полученных в наследство от прабабушек... Я выделила работу Эдуарда Штейнберга, чудесную анималистическую скульптуру, мебель 60–70-х, антики разных регионов. Мне понравился стенд, демонстрирующий корпоративную коллекцию банка Delen, в таких декорациях я могла бы жить. Еще меня вдохновило обилие удивительно тонких, не инвестиционных работ небольшого формата. Живопись, предназначенная не для лофтов, а для камерных пространств, здесь необыкновенно хороша».