В столичной галерее Эритаж открылась выставка «Постконструктивизм, или рождение советского ар-деко: Париж – Нью- Йорк – Москва». Подробно о проекте, о личном опыте коллекционирования и продвижения дизайна рассказывает искусствовед и галерист Кристина Краснянская. Специально для interior.ru.
Коварный период Главная тема галереи «Эритаж» — советский дизайн, эта специализация сложилась постепенно: мы начинали с художников русского зарубежья, которых и сейчас любим и выставляем, но теперь пристально изучаем направления в дизайне от авангарда до конца 1960-х годов. Тема мало исследованная — много открытий, много сюрпризов.
В академической среде термин «советское ар-деко» не принят, также как не приняты официально «русский импрессионизм» и «русский экспрессионизм». Все они попали в поле дискуссий. Поэтому нам вдвойне интересно было сделать такую выставку.
У проекта два автора — я и искусствовед, специалист по советскому ар-деко, куратор Центра Авангарда, Александра Селиванова. Мы сосредоточились на коротком периоде с 1932 по 1937 годы, когда конструктивизм вышел из фавора и начался переход к неоклассике, сталинскому ампиру и архитектуре высоток. Многие считают, что сталинская архитектура появилась сразу после конструктивизма, это не совсем так. Надеюсь, нам удалось показать, как все происходило на самом деле.
История вопроса Поскольку сам стиль зародился не в СССР, на выставке представлен Париж с референсом на выставку 1925 года, с которой началось триумфальное шествие ар-деко. Важен для нас был и Нью-Йорк, поскольку многие советские архитекторы впервые узнали этот стиль именно через Америку. Streamline — эстетика обтекаемых форм стала источником вдохновения для советских авторов. Известно, что американский архитектор Луис Кан приезжал по приглашению Сталина и работал в Советском Союзе: проектировал, обучал наших архитекторов и инженеров. Вместе с американцами было построено 500 промышленных объектов. Индустриализация страны не могла проходить без западного опыта. США переживали период депрессии, поэтому американские проектировщики охотно принимали приглашение работать в СССР. Таким образом мы получили и опыт, и элементы стиля, который нас объедняет и роднит — стиля ар-деко.
Бескомпромиссный отбор Нет сомнений в том, что советский вариант ар-деко сильно отличался от того, что делалось в это время в Европе и Америке. У страны не было финансов для того, чтобы воплотить всю роскошь, все декоративное богатство ар-деко. Однако возникло оригинальное понимание стиля — отечественные архитекторы изо всех сил пытались сохранить принципы конструктивизма, но добавляли декор с новыми узнаваемыми элементами. Поэтому советский ар-деко принято называть конструктивизмом. Мы с Александрой Селивановой старались, чтобы все вещи были честными, чтобы стиль читался очень внятно. Эксперимент оказался непростым. Споры вызывали даже работы Александры Экстер. В ее графике есть сильное ощущение ар-деко, но она и ключевая фигура русского авангарда. Нам же хотелось быть последовательными и показывать не авангард, а именно постконструктивизм.
Три страны — три зала Экспозиция поделена на три части: есть зал Парижа, «советский зал» и зал, посвященный Нью-Йорку. Мы отобрали настоящие французские вещи и работы художников русского зарубежья, которые трудились в 1920-1930-е годы во Франции: Сони Делоне, Осипа Цадкина, Эрте, Георгия Артемова, Александра Архипенко, Павла Челищева, Поля Мака. Будут два великолепных стула с лайнера «Иль-де Франс» — первого океанского лайнера, популярного не за счет технических характеристик, а за счет роскошных интерьеров. Есть вещи и с лайнера «Нормандия», спроектированного русским инженером Сергеем Юркевичем.
Наряды и модные журналы Помимо живописи, графики, скульптуры, мы отобрали французские, американские и советские костюмы в стиле ар-деко из частных коллекций. Я была удивлена, насколько интересные, ценные, редкие вещи собраны нашими московскими коллекционерами — не одним Александром Васильевым жива мода ХХ века! Гостей нашей выставки ждут модные журналы СССР, в которых давались вполне передовые рекомендации относительно того, что носить, с чем и как. Давали редакторы журналов и советы красоты: я была поражена, поскольку нашла рекомендации даже по уколам красоты и круговой подтяжке — и это в 1930-е годы в СССР!
Музейные и частные собрания Мы благодарны музеям: Музей архитектуры имени Щусева любезно дает нам архитектурную графику — эффектные листы с проектами советского метро, а также градостроительные эксперименты архитекторов — Алексея Щусева, Ильи Голосова, Ивана Фомина, Алексея Душкина, Якова Лихтенберга, Дмитрия Чечулина. Из Театрального музея имени Бахрушина будут эскизы декораций и эскизы костюмов. И, наконец, Музей декоративно-прикладного искусства дает нам мелкую пластику, фарфор и еще кое-что. Коллекционер Алик Лахман дал нам прекрасную женскую голову — скульптуру Александра Дейнеки, фарфор Янека Ковальского, преподавателя Вхутемаса-Вхутеина. Великолепные вещи дал Ильдар Галеев. Не буду раскрывать все секреты — концентрация прекрасных вещей велика.
Советский дизайн на Западе Советским дизайном традиционно интересуются американцы. Еще в период перестройки они активно вывозили из России агитационный фарфор и агитлак. И агитфарфор и агитлак — хорошо узнаваемые бренды. Эти вещи давно продаются на аукционах. Западные коллекционеры знают, о чем идет речь, понимают смысл и ценность этих вещей, несмотря на то, что рынок испорчен большим количеством подделок. С мебелью сложнее. До недавнего времени почти все покупатели дизайнерской мебели советского периода у меня были русские. Только представители музеев интересовались мебелью. Сегодня есть постоянные коллекционеры из Швейцарии и Германии. Самую первую вещь, на ярмарке Design Miami Basel, у меня купила дама, коллекционер из Парижа с русскими корнями.
Заветный план Сегодня моя мечта — привезти выставку в Америку. Наиболее подходящей по формату мне кажется ярмарка The Salon Art+Design. Мы участвовали в Design Miami в основном в Базеле и в Майами мы были один раз— но для нас там слишком сильна ориентация на современный коллекционный дизайн. Однако во всем есть свой смысл. Именно в Майами на нас обратил внимание нью-йоркский национальный музей дизайна Cooper Hewitt. Замдиректора этого прославленного музея — специалист по агитационному текстилю. Нам предложили сотрудничество и мы надеемся, что эта идея даст плоды.
Галерея «Эритаж». До 15 апреля 2018.