Столичные музеи и галереи обновили весенние программы. Мы напоминаем темы и даты избранных показов, которые помогут настроить взгляд и разнообразить вкус. Афиша — с 17 марта по май.
Музей современного искусства «Гараж»
Трансатлантическая альтернатива. Кинетическое искусство и оп-арт в Восточной Европе и Латинской Америке в 1950–1970-е : свыше 50 художников из Будапешта и Буэнос-Айреса, Бухареста и Рио-де-Жанейро, Варшавы и Сан-Паулу, из России, Латвии и Эстонии. Фильмы, рисунки, скульптуры, картины, инсталляции, реконструкции утраченных проектов. Выставка организована совместно с Варшавским музеем современного искусства. После Москвы проект будет показан в SESC, Сан-Паулу. • До 9 мая
Андро Векуа. «Дельфин в фонтане». Первая в России персональная выставка художника, родившегося в Сухуми и живущего в Цюрихе и Берлине. Скульптура, живопись, фотография, видео, графика — Векуа работает в различных жанрах, легко смешивая и объединяя их. «Вещи держатся вместе каким-то неясным материалом, который мы не можем увидеть или измерить. Мне интересно, как можно достигнуть этих пустых промежуточных пространств», — говорит автор. • До 21 мая 2018.
Если бы наша консервная банка заговорила... Михаил Лифшиц и советские шестидесятые. Выставка посвящена пятидесятилетию выхода в Советском Союзе культовой книги философа и искусствоведа Михаила Лифшица «Кризис безобразия». Проект был инициирован критиком Давидом Риффом и художником Дмитрием Гутовым. • До 13 мая.
Третьяковская галерея на Крымском валу
Василий Верещагин. Живописец-баталист Василий Верещагин (1842-1904) был еще и писателем, этнографом, неутомимым путешественником и военным офицером. Его выдвигали на Нобелевскую премию мира, а на родине за гуманистические взгляды обвиняли в антипатриотизме. Выставка представляет около 200 картин и свыше 100 отличных рисунков. Средняя Азия, Индия, Палестина, Балканы и Русский север... Отдельный раздел посвящен архивным документам — в лаунж-зоне на мягких пуфах, можно послушать истории из жизни Верещагина, рассказанные им самим. • До 15 июля
Мультимедиа Арт Музей Москва (МАММ)
Календарь Pirelli 2018. Британский фотограф Тим Уокер привлек восемнадцать чернокожих талантов, как знаменитых, так и многообещающих: музыкантов, актеров, телеведущих, писателей, моделей. Все они стали персонажами бессмертного произведения Льюиса Кэролла «Алиса в стране чудес». Cъемки календаря состоялись в Лондоне в мае 2017 года, английский сценограф Шона Хит и новый главный редактор британского Vogue, Эдвард Эннинфул создали неповторимые костюмы и декорации. До 13 мая 2018 года.
Гастроли. Музей Людвига – собрание Русского музея в МАММ. Работы Уорхола, Сигала, Раушенберга, Базелитца, Твомбли, Кифера, Кунса... Уникальные гастроли уникального собрания. В 1994 году немецкие коллекционеры Петер и Ирене Людвиг передали в дар Русскому музею произведения выдающихся художников второй половины ХХ века. Так образовался «Музей Людвига в Русском музее». • До 1 мая.
Еврейский музей и центр толерантности
Невозможное неизбежно. Идеи, которые меняют мир. Это проект о мечтах и вечных человеческих желаниях: стремлении к бессмертию, обретению сверхспособностей, которые вдохновляют на создание новых технологий и бизнес-моделей.
Жизнь до ста, искусственный интеллект, способность читать мысли, разговаривать с животными, получать энергию из растений — на наших глазах эти и многие другие идеи покидают категорию несбыточных. От электромобиля Николая II до советского видеотелефона, предшественника Skype — экспонаты из фондов Политехнического музея, Московского музея дизайна и Музея советских игровых автоматов разместились по соседству с десятками разработок израильских технологических стартапов. • До 27 мая
ММОМА
Владимир Янкилевский. Непостижимость бытия Художник участвовал в создании этой ретроспективы, подготовленной к подготовленную к 80-летию со дня рождения, до которой, к сожалению, не смог дожить. ММОМА показывает огромный пласт его работ — 200 произведений живописи и графики, многие из них — из частных коллекций и семьи художника — можно увидеть впервые. Свобода и одиночество, мужское и женское — эти темы наравне с цветовыми и пластическими экспериментами волновали художника с самых ранних его работ. Специально к открытию проекта выпущен одноименный каталог на двух языках. Проект проходит при генерельной поддержки фонда AVC Charity и в партнерстве с компанией «НОВАТЭК». • До 29 апреля
Фонд культуры «Екатерина»
Прибытие поезда. Грандиозный проект отправляет в путешествие сквозь годы и пространства. Пассажирами поезда — участниками выставки заявлены Ман Рэй, Марсель Дюшан, Илья Кабаков. Начинается путешествие с кадров из знаменитого «Прибытия поезда на вокзал Ла-Сьота» братьев Люмьер 1896 года, открывшего эру кинематографа. Европейские круизы, пригородные электрички, вокзалы, свидания и пути в никуда... Картины, скульптуры, наброски, инсталляции, видео-арта, вместе с музыкальным сопровождением. Проект подготовлен совместно с ГЦСИ-РОСИЗО. • До 20 мая.
Галерея «Эритаж»
Постконструктивизм, или рождение советского ар-деко: Париж — Нью-Йорк — Москва. Практически неизвестный и мало изученный специалистами социалистический вариант этого стиля впервые представлен в одном ряду с эталонными образцами из Нью-Йорка и Парижа. В зале с советскими работами — произведения Александра Дейнеки, Василия Шухаева, Александра Родченко, выпускников ВХУТЕМАСа, графика советских архитекторов. Экспозицию дополнят работы художников парижской школы: Сони Делоне, Осипа Цадкина, Эрте, Георгия Артемова, Александра Архипенко, Павла Челищева, Поля Мака. • До 30 мая
Музей русского импрессионизма
Жены. Репин, Врубель, Серов, Кустодиев, Грабарь, Кончаловский, Григорьев, Петров-Водкин... рисовали своих жен. С детьми, на пленэре, в интерьере. Временной период выставки — от 80-х годов позапрошлого века до середины прошлого. За это время изменилось и общество, и отношение к женщине, и ее роль. Не без иронии «профессиональные» обязанности жены художника перечисляет Вера Судейкина: «заставлять работать художника хотя бы палкой», «любить его работы не меньше самого художника», «каждому порыву работы идти навстречу», «уметь смотреть картину часами», «быть физически идеалом, а потому быть его вечной моделью». Помимо 48 произведений живописи и скульптуры кураторы наполнили залы ароматами моря и сада, звуками грозы и шумом листьев. До 15 мая.
Центр фотографии имени братьев Люмьер
Идеальные пространства Юлиана Фаульхабера. Героями современного немецкого фотографа становятся реальные места в реальных географических точках, от Японии до Америки. Он снимает кинотеатры, стоянки, заправки, парковки, холлы гостиниц и так далее. Ставит кадр таким образом, чтобы все площадки напоминали декорации к фильмам. Его фирменный прием — снимать общественные места при полном отсутствии людей, чтобы ничто не нарушало совершенство геометрии и форм. • До 15 апреля.
За кулисами. Выставка, которая понравится всем. Легендарный американский фотограф Дуглас Киркланд, начиная с 1960-х годов — популярный инсайдер и хроникер голливудской жизни. Он запечатлел бэкстейджи съемок самых прославленных картин, от «Звуков музыки» и «Космической Одиссеи» до «Титаника» и «Великого Гэтсби», а в его объективе красовались, кажется, все звезды кино, от Марлен Дитрих и Софи Лорен до Николсона и Ди Каприо. • До 15 апреля.
Gary Tatintsian Gallery
Альбион. Персональная выставка Мэта Коллишоу. «Мое вдохновение подпитывают события из прошлого, подавлявшиеся или удерживавшиеся на расстоянии, из них рождаются новые идеи». Мэт Коллишоу — ключевая фигура в истории британского современного искусства, один из основателей и лидеров движения Young British Artists. • До 28 апреля.
Галерея «Наши художники»
Надежда Лермонтова. Галеристам снова удалось открыть неизвестное имя — Надежды Владимировны Лермонтовой (1885–1921). Художница, ученица Льва Бакста, расцвет ее творчества пришелся на 1910-е годы. В экспозиции собрано 40 живописных и графических произведений, 6 из которых принадлежат Русскому музею, остальные предоставлены московскими и петербургскими коллекционерами, наследниками художницы. • До 22 апреля