Искусство в интерьере: 7 женщин, которые знают о нем всё
7 января 2024 г.
В мире искусства и большой архитектуры на авансцену выходят женщины. Кто определяет какой арт мы покупаем, продаем и коллекционируем?Художницы образуют внушительный отряд передовых авторов. Но не менее важны и те, благодаря которым искусство доходит до коллекционеров и публики. Дамы-инфлюенсеры арт-мира лидируют в списках влиятельных персон, они открывают новые имена, возглавляют музеи, инициируют создание ярмарок, вытягивают реноме целых континентов или просто делают то, что раньше делать никто не решался.
Шейха Маясса Аль-Тани Бесспорная королева в мире искусства. Аль-Маясса, 35 лет, 14-й по старшинству ребенок шейха Хамада бин Халифы Аль Тани, бывшего эмира Катара, и старшая дочь эмира от его второй жены шейхи Мозы бинт Насер аль Мисне. Известный меценат, поддерживает и продвигает молодых художников Ближнего Востока. Как директор возглавляет Катарское ведомство музеев и Институт кино. В ее частной коллекции — работы Дэмиена Херста и Марка Ротко, полотно Поля Сезанна «Игроки в карты», купленное за 250 млн долларов.
Клэр МакЭндрю Самый знаменитый аналитик арт-рынка. Живет и работает в Дублине. В 2005 году она основала фирму Arts Economics, которая занимается сбором информации об открытых продажах произведений искусства и анализом тенденций, царящих в мировом арт-рынке. Она выстроила связи с арт-консультантами и с огромным количеством академических институций по всему миру, изучающих финасовую сторону коллекционирования. Ее команда аккумулирует информацию и выдает прогнозы. По традиции именно Клэр Мак Эндрю выступает с ежегодным финансовым отчетом о состоянии арт-рынка Art Market Report во время ярмарки TEFAF в Маастрихте.
Джулия Пейтон-Джонс Куратор и галерист, Кавалерственная дама Ордена Бриатанской империи. Красавица Джулия Пейтон-Джонс с 1991 по 2015 год блистательно руководила лондонской галерей Serpentine. Ей удалось превратить скучноватый парковый павильон в Кенсингтонском саду в инициативу, за жизнью которой следит весь мир. Она придумала каждый год приглашать архитектурную звезду для проектирования временного павильона галереи, собрав уникальную коллекцию именной архитектуры, в которой отметились все суперзведы, включая Жана Нувеля, Заху Хадид, Фрэнка Гери и других. В 2015 году Джулия Пейтон-Джонс оставила пост директора галереи, а в январе 2017 года впервые в возрасте 64 лет стала матерью. Ее маленькая дочка Пиа уже зарекомендовала себя героиней светских арт-вечеринок.
Сюзанн Паже К ее мнению прислушиваются как минимум три поколения французских деятелей искусств. Неслучайно именно ей доверил свой фонд миллиардер, владелец выдающейся коллекции современного искусства Бернар Арно. С 1988 по 2006 годы Паже занимала пост директором Музея современного искусства города Парижа. В 1986 году выступила куратором экспозиции Даниэля Бюрена в павильоне Франции на 42-й Венецианской биеннале, которая получла «Золотого льва» за лучший национальный павильон. Сегодня возглавляет Fondation Louis Vuitton — великолепную площадку на краю Булонского леса: выставочная программа, которую формирует Сюзанн Паже, привлекает тысячи любителей искусства.
Ивона Блэзвик The Telegraph называет ее самой влиятельной дамой британского искусства. Дочь польских архитекторов, искусствовед. С ее именем связан эффектный старт галереи Тейт Модерн. В 2000 году она возглавила выставочный отдел этого ведущего британского музея. В 2003 году Ивона Бэзвик заняла пост директора галереи Whitechapel в лондонском Ист-сайде, показав класс в работе с демократичной публикой и местными этническими комьюинити.
Виктория Миро Тот редкий случай, когда художник превратился в первоклассного галериста. Виктория Миро начинала как учительница рисования, вышла замуж, вырастила детей. И уже в зрелом возрасте начала галерейный бизнес. Сегодня она — безупречная и великолепная, пользующаяся заслуженным уважением и восхищением коллег и конкурентов. Занимаясь продажей произведений искусства, Виктория Миро значительно повлияла на карьеры ныне знаменитых художников, таких как Питер Дойг, Крис Офили и Яёи Кусама. Свою первую галерею она открыла в 1985 году на Корк-стрит, вторую — в центре Лондон. Третье пространство Victoria Miro Gallery недавно заработало в Венеции.
Аманда Шарп В 1991 году Аманда Шарп вместе с Мэттью Слотовером основали журнал Frieze, посвященный современному искусству и культуре. Им не нравилась арт-критика, полная жаргонизмов и цитат из неверно понятых французских философов. Утвердив новый стандарт рефелексии на тему современного искусства в 2003 году в лондонском Ридженс-парке они впервые провели ярмарку Frieze London. В 2012 году Шарп и Слотовер представили ярмарку Frieze Masters, которая по датам и месту совпадает с Fireze London. С 2016 года ярмарка гастролирует в США — Frieze New York с каждым годом набирает популярность. Шарп и Слотовер недавно отошли от дел — оба остались оксфордскими интеллектуалами, которых книги интересуют больше, чем что-либо еще.