В этом году артлаверы празднуют 90-летие со дня рождения Ива Кляйна (1928-1962). Французский художник-экспериментатор, несмотря на короткую творческую карьеру, сумел стать одним из главных героев послевоенного европейского искусства.
Изобретенный им синий цвет — символ 60-х — до сих пор невероятно популярен. Без синих скульптур и полотен Кляйна не обходится ни один аукцион искусства ХХ века, ни одна крупная международная арт-ярмарка.
В честь юбилея художника аукционный дом Artcurial проводит в Ницце, в родном городе Кляйна, выставку цифрового искусства, посвященную его творчеству. В рамках выставки LEXPO Augmentée Yves Klein...La vibration de la couleur, которая пройдет в центре Nicetoile, будут показаны оцифрованные и модифицированные оригинальные работы Ива Кляйна.
1. Эзотерик В начале 1948 Ив Кляйн прочел книгу Макса Генделя «Космогония Розенкрейцеров» и с головой погрузился в мистическое учение. Позднее Кляйн с другом Клодом Паскалем вошли в «Братство розенкрейцеров» (международная ассоциация христианской мистики, существующая с 1909), в котором Кляйн официально состоял до 1953 года.
2. Дзюдоист Кляйн провел пятнадцать месяцев в Японии, учился дзюдо, получил черный пояс, одновременно преподавал французский язык американским и японским студентам. В 1954 году возвратился в Париж и опубликовал книгу «Основы дзюдо». Ему не удалось занять место в федерации этого вида спорта, поэтому он отдал предпочтение художественному творчеству. Хотя до конца жизни Кляйн продолжал давать частные уроки дюздо.
3. International Klein Blue, IKB В 50-х Кляйн выставлял монохромные работы — оранжевые, желтые, красные, розовые и синие. Но был раздражен реакцией зрителей, которые видели в них разновидность интерьерной абстракции. И он сделал ставку на синий цвет, который стал его фирменным изобретением. Рецепт такой — пигмент ультрамарин он разводил с синтетической смолой Rhodopas, а не с льняным маслом. При такой рецептуре пигмент оставался ярким. В мае 1960 года Кляйн запатентовал рецепт.
4. Синий период В 1957 в миланской галерее Ив Кляйн выставил одиннадцать синих картин абсолютно одинакового размера — 78 x 56 см. Одну из работ купил знаменитый художник Лючио Фонтана. В мае того же года в Париже две галереи показали синию серию: Galerie Iris Clert — «Yves, Propositions monochromes», Galerie Colette Allendy — «Pigment pur». Начало синего периода было отмечено запуском 1001 синего воздушного шара в небо Парижа, Кляйн назвал это аэростатической скульптурой.
5. Изобретатель пустоты Следующая выставка в Galerie Iris Clert состоялась в апреле 1958, Ив Кляйн показал Le Vide («Пустота»). Он убрал из крошечного пространства галереи всё, кроме большого шкафа, покрасил поверхности в белый цвет и пускал людей на выставку по одному. Окно галереи было закрашено синим, синий занавес висел в вестибюле, рядом стояли гвардейцы в форме того же цвета. Более 3 тысяч человек стояли в очереди, растянувшись вдоль всей рю де Боз-ар, чтобы посетить пустое пространство.
6. Техника «живых кистей» Кляйн делал картины, созданные при помощи отпечатков человеческого тела на полотне, и называл их антропометриями. В 1960 он провел публичную демонстрацию антропометрий — девушек, вымазанных «международным синим цветом Кляйна», волочили по лежащему на полу холсту под звуки экстремально минималистичной Монотонной симфонии, придуманной Кляйном еще в конце 1940-х. Воcпроизводился один-единственный звук в течение десяти минут, потом следовала десятиминутная пауза и все начиналось снова.
7. Прыжок в пустоту 19 октября 1960 года Кляйн совершил свой знаменитый «Прыжок в пустоту» (Le Saut dans le vide). Хеппенинг прошел в парижском предместье Фонтене-о-Роз. 27 ноября, во время Фестиваля авангардного искусства в Париже, Ив Кляйн опубликовал Dimanche — четыре страницы в формате воскресного выпуска парижской ежедневной газеты France Soir. На первой странице была фотография прыжка с надписью «Человек в космосе! Художник космоса бросает себя в пустоту».