Летом 2018 года, в год 90-летия Ива Кляйна, одна из самых красивых выставок, посвященных художнику, организована в Англии. В барочных интерьерах родового поместья герцогов Мальборо в Оксфорде экспонируются 50 работ Ива Кляйна.
Дворец Бленхейм — воплощение английского стиля жизни — стал подарком королевы Анны Первому герцогу Мальборо за его победу в сражении при Бленхейме (1704). Сара, жена герцога, была близкой подругой королевы и это сыграло роль: на строительство выделялись хорошие деньги. Однако к 1714 финансы истощились и достраивали дворец уже на личные средства самого герцога.
В Большом зале, в его барочном окружении, разлито море ультрамаринового пигмента. Для Кляйна синий был вне размеров «живого мира ... в совершеннстве безмятежности». Синие холсты среди севрского фарфора, синие глобусы между каскадными люстрами, 12 синих венер среди семейных портретов — все пропитано IKB.
Конечно, не Кляйн открыл нам синий. С незапамятных времен синий — считался цветом мудрости, мира и гармонии. Его оттенки — от полуночного неба до бездонного океана — использовали государственные институты: королевские, президентские или военные. Их мы любим в кобальте китайского фарфора, индиго мягкого текстиля и блеске драгоценных украшений из лазурита.
Coca Cola red, Tiffany blue, Millennial pink. Один цвет может определить поколение, создать культурную идентичность, даже вызвать революцию.
Из этого же ряда — IKB или синий Ива Кляйна, ослепительный ультрамарин, появившийся в 1960-х.
После того, как в 1957 году французский художник Ив Кляйн посмотрел на лазурные небеса в Ассизи (фрески Джотто в церкви Сан-Франческо), история синего изменилась навсегда. Три года спустя Кляйн зарегистрировал свою собственную формулу ультрамарина под названием International Klein Blue (IKB).
В своей короткой семилетней карьере, печально прерванной фатальным сердечным приступом в возрасте 35 лет, Ив Кляйн творил истово: как непоколебимый новатор и ревностный теоретик.