В миланском арт-центре Фонда Prada (Fondazione Prada) до 19 июня проходит большая выставка одной из самых влиятельных и модных художниц Великобритании Гошки Мацуги (Goshka Macuga).
49-летняя Гошка (польское уменьшительное имя от Маргарита) родилась и выросла в Варшаве, закончила там школу искусств, потом — знаменитые лондонские арт-институты Central St. Martins и Goldsmiths. На ее счету два десятка персональных проектов в галереях и музеях Лондона, Стокгольма, Мюнхена, Варшавы, Нью-Йорка, Чикаго. В 2008 году она вошла в шорт-лист номинантов на главную британскую арт-награду, премию Тернера. В 2009-м прошла ее инсталляция в легендарной лондонской галерее Whitechapel. В 2012-м она участвовала в проходящей раз в пять лет крупнейшей выставке современного арта — кассельской Документе.
Гошка Мацуга — мастер интеллектуальных инсталляций. В них она балансирует на стыке художественной, кураторской, коллекционной, дизайнерской и исследовательской практик. Исследование — так чаще всего называют ее работы. Она погружается в глубины наиболее острых философских, культурных и социальных проблем и подводит их под знаменатель художественного восприятия. Работы Мацуги — это замысловатые и отстраненные композиции из различных предметов, ее собственных и чужих скульптур и картин, видео, фотографий, исторических документов и артефактов. Все это образы, рождающиеся у нее в ходе изучения той или проблемы и размышлений над ней.
Гошка каждый раз работает с историей, архивами и запасниками галереи или музея, где делает арт-проект. Для нее это источники и отправные точки, дающие импульсы образам и ассоциативным связям. И эти связи, переходя от образа к образу, развиваются в бесконечность. В 2009-м она делала инсталляцию The Nature of the Beast («Природа бестии») для Whitechapel Gallery, в которой размышляла над смыслами истории мира и Европы в 1930-е. Центральный образ — гобелен с репродукцией картины П. Пикассо «Герника» 1937 года, показывающей ужасы военных бомбардировок. В 1939-м оригинал уже экспонировался в Whitechapel в рамках акции солидарности с республиканской Испанией. Гобелен был сделан по заказу Нельсона Рокфеллера в 1950-е и спустя 30 лет его передали штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. Он висел у входа в зал заседаний Совета безопасности. В 2003-м, непосредственно перед выступлением Колина Пауэлла, убедившего Совет в необходимости военного вторжения в Ирак, гобелен стыдливо завесили голубым занавесом. Эту историю нужно знать, чтобы понять, почему в инсталляции Мацуги гобелен «Герника» демонстрируется на фоне голубого занавеса. Почему перед ним стоит круглый конференц-стол. Почему она вообще выбрала этот сюжет для Whitechapel...
Миланский арт-комплекс Фонда Prada открылся после кардинальной реконструкции ровно год назад. Притцкеровский лауреат и давний друг Миуччи Прада, архитектор Рем Колхас переоборудовал здания бывшей винокурни и добавил к ним выставочный павильон, башню и кинтеатр. Общая площадь выставочных помещений теперь составляет 11 тысяч квадратных метров. Насытившись актуальным искусством, хорошо передохнуть здесь же, в уютном кафе Bar Luce. Создано оно по проекту голливудского режиссера Уэса Андерсона. Арт-квартал Prada быстро становится одним из ключевых и культовых центров современного искусства. И масштабный художественный проект Гошки Мацуги — весьма знаковое событие для его истории.
To the Son of Man Who Ate the Scroll («Сыну Человеческому, который съел свиток») — название инсталляции. Это перифраз цитаты из книги Иезекииля: «И сказал мне: сын человеческий! Съешь, что перед тобою, съешь этот свиток, и иди, говори дому Израилеву». В привычной для себя манере художница исследует темы начала и конца человечества, гибели мира и надежды на возрождение. Она задается вопросом, способно ли знание спасти человеческую вселенную и предотвратить ее коллапс.
Начало инсталляции расположено в просторном зале на первом этаже Подиума. Центральная фигура — вещающий и двигающийся робот-андроид, созданный по проекту Гошки в японской лаборатории A Lab. Он говорит речь, скомпилированную из самых знаковых речей, когда-либо произнесенных в истории человечества. Он — кладезь и хранилище важных слов, но звучащие из уст робота, эти слова теряют свою значимость, как и перспективы самого человека... Андроид окружен множеством произведений, посвященных образам Вселенной. Здесь работы Филлиды Барлоу, Роберта Брира, Джеймса Ли Байерса, Этторе Колла, Лучо Фонтана, Альберто Джакометти, Томаса Хизервика, Элизео Маттиаччи и ее собственное произведение ‘Negotiation sites’ after Saburo Murakami, специально созданное для инсталляции совместно с датской фирмой Kvadrat.
Часть на втором этаже Подиума называется Before the Beginning and After the End («Прежде начала и после конца»). Ее Гошка создавала вместе с художником Патриком Трессетом. Он тоже использует в своих произведениях роботов, причем не заботится об их человеческом облике. Его робот-самописец по имени Пол имеет похожие на клешни держатели, в которых закреплены шариковые ручки, и камеру, сканирующую объект, будь то лицо или предмет, вплоть до мельчайших подробностей. Этот скан робот переносит на бумагу.
В огромном зале стоят пять узких и длинных столов по 9,5 метров каждый с натянутыми на них рулонами бумаги. Бумага испещрена творениями робота Пола: здесь наброски, эскизы, математические формулы, диаграммы, высказывания — то ли интеллектуальный мусор, то ли наследие человеческой мудрости. Поверх испещренных свитков стоят арт-объекты Ханны Дарбовен, Лучо Фонтана, Шерри Левин, Пьеро Мандзони, Дитера Рота, а также книги, документы и другие артефакты, свидетельствующие об эволюции, духовном росте и гибели человека. На шестом, последнем столе, стоят и сами роботы, непрерывно продуцирующие графику.
В последнем зале, в Цистерне, выставлены 73 бронзовые головы, созданные Гошкой. Это портреты знаменитых исторических личностей, среди которых Альберт Эйнштейн, Зигмунд Фрейд, Мартин Лютер Кинг, Карл Маркс, Мэри Шелли, Аарон Шварц, Юрий Гагарин... Головы насажены на бронзовые жерди — как атомы в молекулярной структуре. Эта структура, объединяющая мыслителей, деятелей и теоретиков из разных стран, эпох и культур, как будто пытается обуздать деструктивную природу человечества. Насколько успешно или нет — Мацуга не дает да и не может дать ответа.